Штатный формат при соблюдении строгих санитарно-эпидемиологических требований — в МОН рассказали о подготовке к новому учебному году

Сегодня в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК состоялся брифинг с участием вице-министра образования и науки РК Куаныша Ергалиева, вице-министра образования и науки РК Шолпан Кариновой и руководителя программ ЮНИСЕФ по образованию в РК Татьяны Адерихиной. Главной темой на повестке стала готовность к новому учебному году.

Так, по словам вице-министра МОН РК Ш. Кариновой, учебный год планируется начать в штатном формате при соблюдении строгих санитарно-эпидемиологических требований. К слову, дошкольные организации уже вернулись в штатный режим работы.

«Более 7 тысяч школ страны примут около 3,6 млн обучающихся, в том числе около 380 тыс. первоклассников», — сказала она.

Министерством образования и науки проведен анализ загруженности школ, который показал, что:

1. По данным Национальной образовательной базы данных, проектная мощность и количество учащихся 95% школ позволяет начать обучение в штатном режиме, соблюдая все санитарные требования. В таких школах обучается 81% школьников. Школам также при необходимости будет предоставляться возможность проводить часть не основных предметов в дистанционном формате.

2. В более затруднительном положении могут оказаться переполненные более 300 школ из-за за дефицита ученических мест и трехсменного обучения. В таких школах обучается 19% учащихся. В них обучение будет проводиться с принятием дополнительных мер, обучение по гибкому расписанию, с изучением некоторых предметов дистанционно. Будут организованы смены и подсмены. Основные предметы будут изучаться в штатном формате.

3. Принято Постановление ГГСВ, для контактных детей будут организованы дистанционные классы с синхронным обучением на период изоляции.

На основании заявлений родителей в исключительных случаях, в случаях наличия у детей хронических, серьезных заболеваний, подтвержденных медицинскими организациями будет предложено асинхронное дистанционное обучение. Детям будут предоставлены учебники, доступ к информационной системе с учебным контентом, к электронному журналу. 

Шолпан Каринова добавила, что продолжительность урока в этом году будет составлять 45 минут.

Процесс обучения в школах будет организован строго с соблюдением санитарных норм. Это:

  • ежедневная термометрия, масочный режим, кварцевание, проветривание, дезинфекция;
  • отмена массовых мероприятий;
  • перемены с разобщением начальных, средних, старших классов;
  • увеличение смен и подсмен;
  • 100%-я вакцинация педагогов и других сотрудников школ (за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания);
  • закрепление кабинета за классом в школах (один класс – один кабинет);

В это же время местными исполнительными органами обеспечивается доступ к информационным системам с учебным контентом. Более 13 тыс. видеоуроков для 1-11 классов размещены в системе «Күнделік» и на интернет-ресурсах МОН РК.

На данный момент до всех регионов доведены необходимые учебники и учебно-методические комплексы. В школах завершены текущие ремонтные работы. Капитальный ремонт проводится в 264 школах. В 44 школах ремонтные работы продолжаются.

Во все школы направлено инструктивно-методическое письмо по организации учебного процесса.

Что касается организации учебного процесса в колледжах, то по словам вице-министра образования и науки, в 795 колледжах страны будут обучаться около 470 тысяч студентов. Ожидаемый прием в 1 курсы составит более 150 тыс. человек.

Проектная мощность колледжей позволяет обучать студентов в штатном формате, при этом разрешается проведение 20% учебных дисциплин дистанционно. Лабораторные, практические занятия и производственная практика будут проводиться в штатном режиме.

«На сегодняшний день порядка 99% педагогов прошли вакцинацию. Эта работа до 1 сентября будет продолжаться. В интересах защиты здоровья детей эту работу мы завершим до 1 сентября», — уточнила Шолпан Каринова.

Вице-министр образования и науки РК К. Ергалиев вкратце доложил о подготовке к новому учебному году в казахстанских вузах и о формате обучения.

«В предстоящем учебном году студенты по всем направлениям подготовки, в том числе иностранные студенты будут обучаться в традиционном формате. При этом по усмотрению вузов допускается смешанная форма обучения, т.е. лекции могут проводиться онлайн, а семинарские, лабораторные и практические занятия в офлайн-режиме. Дистанционное обучение может применяться в отношении студентов с особыми образовательным потребностями и тех, которые находятся в группе риска», — проинформировал он.

Для минимизации скопления студентов будет использован каскадный или поэтапный подход. То есть, учебный год начнется в зависимости от курса обучения. Например, для обучающихся 3-4 курсов с 1 сентября, а для 1-2 курсов и магистрантов в течение сентября, но не позднее 30 сентября согласно утвержденному академическому календарю.

При этом на территории вуза, учебных корпусов, библиотеки и общежитий обязательно будет использоваться приложение «Ashyq». В учебные здания будут допускаться студенты, у которых «зеленый» или «синий» статусы. Также при входе будет проверка термометром, обязательная обработка антисептиком. Будет обеспечен масочный режим.

«Особо хочу отметить, что требование наличия ПЦР-тестирования у студентов не допускается. Сейчас вузами ведется информационно-разъяснительная работа среди студентов и сотрудников ППС о важности вакцинации против COVID-19. Принимаются стимулирующие меры. А именно скидки на обучение, премии для сотрудников и другие мероприятия», — сказал он.

Особое внимание будет уделено соблюдению санитарных норм. В вузах открыты прививочные пункты, закуплены дополнительные санитайзеры, бесконтактные термометры.

В целом запрещается проведение массовых мероприятий.

Планируется установление скользящего графика расписаний занятий. Будет соблюдаться принцип «одна аудитория – одна группа». Между учебными занятиями будут предусмотрены перерывы для проветривания и санитарной обработки аудиторий.

Куаныш Ергалиев также отметил, что в случае наличия признаков инфекционных заболеваний студенты могут продолжить обучение дистанционно.

Кроме того, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации и соответствующих решений уполномоченных органов будет обеспечена готовность вузов к переводу на дистанционный формат обучения. Для этого вузами будет разработан план действий перевода студентов с офлайн на онлайн-режим.

Планируется, что в новом учебном году возобновятся академическая мобильность, зарубежные стажировки обучающихся, за исключением стран, где действуют ограничительные меры.

По словам руководителя программ ЮНИСЕФ по образованию в РК Т. Адерихиной, ЮНИСЕФ рекомендует открыть для работы в очном режиме все школы в новом учебном году с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм. Такой же призыв был направлен и Республике Казахстан.

«Дети должны как можно скорее возобновить очное обучение. Школы должны закрываться в последнюю очередь и открываться в первую. Из-за закрытия школ в период пандемии в мире каждый третий школьник не имели дистанционного доступа к образованию. И дети в Казахстане не стали исключением. Министерство образования и науки РК признает необходимость принятия срочных мер для минимизации этих последствий и готовится начать учебный год в очном режиме», — отметила Т. Адерихина.

Школы играют ключевую роль в развитии, безопасности и благополучии детей. Все страны должны смотреть на все то, что нужно детям — обучение, питание, защита, здоровье, психическое здоровье и многое другое. Обеспечение интересов каждого ребенка ставится на первое место.

Риск того, что дети не будут посещать школу, превышает риски, связанные с посещением школы, по трем основным причинам:

  1. закрытие школ отрицательно сказывается на учебе, здоровье и благополучии учащихся, этапах развития с глубокими последствиями для каждого ребенка, его семьи и их экономика;
  2. приняв меры по снижению рисков, школы могут стать более безопасной средой для детей, чем их непосещение. Последние данные по-прежнему показывают, что школы не способствуют распространению COVID-19 в сообществе, а COVID-19 не представляет собой риск для детей;
  3. закрытие школ сильнее всего сказывается на наиболее уязвимых детях, которые имеют меньший доступ к дистанционному обучению и с большей вероятностью могут столкнуться с насилием, жестоким обращением, пренебрежением, детскими браками и другими рисками. 

«Чтобы свести к минимуму долгосрочное воздействие этого перерыва в жизни детей, им потребуется полный спектр поддержки, когда они вернутся в школу», —  отметила Татьяна Адерихина.

Она добавила, что недостаточно просто снова открыть двери в класс. Вместе со Всемирным банком, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ призывает правительства стран сосредоточить внимание на трех ключевых приоритетах восстановления в школах:

  • целевые программы по возвращению всех детей и молодежи в школы, где они могут получить доступ к специализированным услугам с учетом их потребностей в обучении, здоровье, психосоциальном благополучии и других потребностях;
  • эффективные программы по восполнению знаний, чтобы помочь учащимся наверстать упущенное;
  • поддержка учителей в устранении потерь в обучении и внедрении цифровых технологий в их преподавание.

По мнению эксперта, это повысит охват уязвимых групп детей, включая каждого пятого ребенка школьного возраста во всем мире, которые не ходили в школу до пандемии коронавирусной инфекции.

Отвечая на вопросы журналистов, Ш. Каринова отметила, что в процессе принятия решения по переходу к традиционной форме обучения был проведен тщательный анализ ситуации.

Институтом стратегических исследований проведен социологический опрос, который показал, что порядка 80% родителей считают необходимым возврат к традиционной форме обучения с соблюдением необходимых санитарных норм.  

«Родители с пониманием относятся к принимаемым ограничениям и другим новым правилам в образовательных учреждениях», — отметила Ш. Каринова. 

Также она уточнила, что дети старше 12 лет могут посещать школу через приложение только на добровольной основе. При этом, если у ребенка нет желания или возможности войти в школу через приложение, это не означает, что он не пройдет в учебное заведение, подчеркнула Ш. Каринова.  

Непосредственно по учебной программе Ш. Каринова пояснила, что в стране введена критериальная система оценивания. То есть, оценка за четверть будет состоять из формативного оценивания, суммативного по разделам и суммативного за четверть. Она отметила, что это большая методология. 

Кроме того, отвечая на вопрос о соблюдении мер санитарной безопасности в переполненных кабинетах, Ш. Каринова отметила, что будут приняты дополнительные меры и максимально обеспечена безопасность учебного процесса.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться