Сегодня я хотел бы доложить о текущей экономической ситуации и ходе реализации Госпрограммы «Нұрлы жол».

Также проинформировать Вас о реализации поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 9 сентября т.г.

Как вы знаете, после проведенной корректировки курса тенге в августе 2015 года, на фоне резкого снижения цены на нефть, мы преодолели один из самых тяжелых периодов со времен финансового кризиса 2008 года.

Динамика роста экономики была нестабильная. После падения темпов экономического роста в течение первых пяти месяцев 2016 года, с июня наметился положительный рост экономики.

По итогам 8 месяцев т.г. рост ВВП составил 0,3%.

Это связано, в первую очередь, с положительным влиянием принимаемых мер в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» и Антикризисных мер Правительства и Нацбанка, а также свидетельствует о постепенной адаптации экономики к новым макроэкономическим условиям.

Несмотря на умеренные темпы роста, ситуация в Казахстане сложилась лучше, чем в странах-партнерах.

Рост экономики страны обеспечен увеличением выпуска в строительстве (на 6,7%), транспортной сфере (на 4,2%), сельском хозяйстве (на 4,9%) и в обрабатывающей промышленности (на 0,7%).

Снижение мировых цен и сокращение добычи нефти (на 4,9%), угля (на 6,5%), железной руды (на 15,8%) сдерживает рост в горнодобывающей промышленности. Здесь пока наблюдается отставание на 4,8%.

Экономический рост все больше обеспечивается несырьевым сектором.

За 8 месяцев, рост обрабатывающей промышленности составил 0,7%. Выросло производство металлургической продукции (на 8,3%), продуктов питания (на 3,8%), нефтепереработки (на 0,6%), пластмасс (на 2,4%), а также фармации (на 2,5%).

Доля несырьевых товаров также увеличилась и в структуре экспорта. Возрос экспорт высокообработанной продукции – пищевой промышленности (сахара и кондитерских изделий на 84,0% до 17,2 тыс. т, масел и жиров на 26,9% до 34,5 тыс. т., мяса и мясных продуктов на 12,5% до 5,8 тыс. т.), химических удобрений (на 82,2% до 114,5 тыс.т), текстильных материалов (на 4,4% до 24,2 тыс. т. ), готовых металлических изделий (подшипников на 51,2% до 7,3 тыс. т.).

В региональном разрезе отмечается рост промышленности в 9 регионах и снижение в 7.

Высокий рост промышленного производства наблюдается в Южно-Казахстанской (на 4,5%), Акмолинской (на 4,2%) и Восточно-Казахстанской областях (на 4,1%).

Наибольшее снижение в промышленности показывают Кызылординская (на 10,6%) и Мангистауская (на 3,9%) области за счет сокращения добычи нефти, и Костанайская область (на 4,1%) за счет снижения добычи железных (на 16,3%) и золотосодержащих руд (на 38,8%).

Объем производства сельхозпродукции увеличился на 4,9%, в том числе: в растениеводстве – на 12%, в животноводстве – на 2,3%.

Устойчивые результаты в сельском хозяйстве связаны со значительным ростом инвестиций в АПК на 56% за счет увеличения господдержки по инвестиционным субсидиям более чем в 2 раза (с 6,1 млрд тг. в 2015 г. до 12,7 млрд тг.в 2016г.).

Во всех регионах отмечается рост выпуска продукции сельского хозяйства за исключением Мангистауской области (снижение на 16,7%).

В строительстве объемы возросли на 6,7%, что связано с масштабным возведением инфраструктуры и жилья в рамках «Нұрлы жол».

Ввод жилья за счет всех источников в январе-августе увеличился на 14% (до 6,37 млн кв. м.).

Объем введенных площадей многоквартирных жилых домов вырос на 26,7% (до 3,1 млн кв. м.), индивидуальных жилых домов – на 4,0% (до 3,3 млн кв. м.). Положительная динамика сохраняется и за счет государственных средств, на которые было построено 507 тыс. кв. метров жилья.

Наибольший рост ввода жилья демонстрируют Павлодарская (на 42,9%), Акмолинская (на 42,8%), Южно (на 38,7%) и Северо-Казахстанская (на 33,1%) области. При этом снижение отмечается только в Костанайской области (снижение на 8,7%).

В 2015-2016 годах было выделено 151,2 млрд тг. на подведение жилищной инфраструктуры. Каждый 1 тг. бюджетных инвестиций в инфраструктуру привлек 9,3 тг. частных вложений в жилье.

Ключевым фактором экономического роста стало увеличение инвестиций в основной капитал на 4,8%.

Общий объем инвестиций в основной капитал составил 4,3 трлн тг., из них свыше трети (36,9%) – 1,5 трлн тг. госинвестиции и средства нацхолдингов.

Приток прямых иностранных инвестиций в первом полугодии увеличился в пять раз – до 5,7 млрд долл.

Международные резервы страны с начала года выросли на 4,6% и составили 95,6 млрд долл., активы Нацфонда достигли 64,9 млрд долл. (рост на 2,1% на 1 сентября т.г.).

Начиная с мая восстанавливается кредитование экономики. На 1 августа объем кредитов вырос на 0,5% (до 12,7 трлн тг). Объем вновь выданных кредитов за семь месяцев 2016 года достиг 5,4 трлн тг, продемонстрировав рост на 7,8%.

Внешнеторговый оборот страны за январь-июль сократился на 29,6% до 33,1 млрд долл. Экспорт составил 20,0 млрд долл. (снижение на 30,0%), импорт – 13,1 млрд долл. (снижение на 28,8%).

Наблюдается замедление инфляционных процессов. Годовая инфляция в июле т.г., достигнув максимальных 17,7%, постепенно начала снижаться.

В августе месячная инфляция замедлилась до 0,2%, с начала года – составила 5,4%. Основной вклад в инфляцию внесло удорожание непродовольственных товаров на 6,1% (вклад – 1,9 п.п.).

Таковы итоги социально-экономического развития с начала текущего года.

II. О ходе реализации Госпрограммы «Нұрлы жол»

Уважаемые депутаты, как вы знаете, для реализации новой экономической политики, озвученной Главой государства в послании народу Казахстана «Нұрлы жол - Путь в будущее» принята Госпрограмма «Нұрлы жол». Она стала главным стимулом поддержки деловой активности и обеспечения занятости в условиях замедления роста мировой экономики и снижения цен на экспортные товары.

Госпрограмма направлена на формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на лучевому принципу.

Определены 6 макрорегионов страны (южный, центрально-восточный, западный, северный, г.Алматы и г.Астана) с выбором Алматы, Астаны, Актобе, Шымкента и Усть-Каменогорска как городов-хабов национального и международного уровня.

Эти города станут центрами экономической активности макрорегионов, концентрации капитала, ресурсов, передовых технологий и услуг. Госпрограмма «Нұрлы жол» через развитие инфраструктуры, строительства жилья и модернизацию ЖКХ будет способствовать данному процессу.

Первое направление. В целях создания эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по «лучевому» принципу от Астаны все виды коммуникаций будут направлены к другим макрорегионам. Для этого запланирована реализация следующих проектов: Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад, Западная Европа - Западный Китай и другие автодорожные проекты.

Всего в период с 2015 по 2020 годы будет построено и реконструировано более 6,7 тыс. км автомобильных дорог.

В Госпрограмме заложено строительство железнодорожных линий и паромной переправы в порту Курык, это будет способствовать росту транзита через Казахстан в направлении Ирана, Китая, России и страны ЕС.

Второе направление – развитие индустриальной и туристской инфраструктуры.

            Для развития промышленности в макрорегионах Госпрограммой предусмотрено строительство специальных экономических зон, в частности Национального индустриального нефтехимического технопарка в Атырауской области и «Хоргос-Восточные ворота».

            В рамках третьего направления предполагается укрепление энергетической инфраструктуры в рамках Единой электроэнергетической системы. В целях повышения надежности электроснабжения Восточно-Казахстанского и Алматинского регионов, а также усиления транзита в направлении «Север-Юг» АО «KEGOC» реализуется проект «Строительство транзита 500 кВ Север-Восток-Юг».

Это позволит увеличить транзитный потенциал НЭС в направлении Север-Юг Казахстана с 1350 МВт до 2100 МВт (прирост 750 МВт).

Четвертое направление – модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры ЖКХ и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Планируется модернизировать порядка 1 тыс. км сетей теплоснабжения и около 6 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения с наибольшими потерями и аварийностью.

Пятое направление - строительство арендного, кредитного и коммерческого жилья, которое должно обеспечить растущий спрос населения в макрорегионах.

Госпрограммой предусмотрен ввод к 2020 году 4,5 млн. кв. м жилья (к 2020 году арендное – 1,7 млн. кв. м жилья, кредитное – 2 млн. кв. м жилья, коммерческое – 0,8 млн. кв. м жилья).

Шестое направление - развитие инфраструктуры сферы образования.

Приоритетной задачей является ликвидация аварийных школ и трехсменного обучения в регионах.

Для этого будут построены и введены в эксплуатацию новые общеобразовательные школы.

Седьмое направление – это поддержка предпринимательства и строительство инфраструктуры.

Для поддержки предпринимательства выделяются значительные средства из Нацфонда на льготное кредитование субъектов МСБ и крупного предпринимательства в обрабатывающей промышленности.

Данные средства были направлены на реализацию инвестиционных проектов, пополнение оборотных средств и рефинансирование ранее выданных займов, при этом ставка вознаграждения для конечного заемщика составила не более 6% годовых со сроком до 10 лет.

За годы реализации Госпрограммы общий объем продукции, произведенной субъектами предпринимательства к 2020 года составит 1,5 трлн. тенге.

Отдельное направление Госпрограммы – это поддержка отраслей экономики: машиностроение, вагоностроение, поддержка АПК, другие сектора обрабатывающей промышленности, а также предусмотрены финансовые ресурсы для поддержки экспорта.

Эти меры по поддержки указанных секторов экономики должны обеспечить сохранение текущих объемов производства, существующих рабочих мест, а также создание новых в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках.

Для реализации всех направлении Госпрограммы по поручению Главы государства в 2015-2017 годы выделяется по 3 млрд. долларов США ежегодно.

Кроме того, для реализации проектов «Нұрлы жол» предусмотрено привлечение заемных средств международных финансовых институтов в размере
8,1 млрд. долларов США и собственных средств национальных компаний и институтов развития в размере 254 млрд. тенге.

Так, общий объем финансирования, предусмотренных для реализации Госпрограммы составляет порядка 18 млрд. долларов США в течение 5 лет.

Разрешите более подробнее остановится на результатах Госпрограммы, достигнутых за 2015 год и 8 месяцев т.г.

1) Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

На строительство и реконструкцию автодорог в 2015-2016 годах выделено 329,3 млрд.тенге (2015 год – 178 млрд.тенге, 2016 – 151,3 млрд.тенге).

За счет данных средств полным ходом ведутся работы по ключевым направлениям: «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Центр-Запад» и другим автодорогам республиканского значения.

На сегодня дорожно-строительными работами охвачено 1 700 км автодорог.

Всего за 2015-2016 годы планируется построить и реконструировать 774 км автодорог.

В дополнении к бюджетным ресурсам привлечены займы МФО (МБРР и АБР) для реализации 2 автодорожных проекта Западная Европа – Западный Китай и Бейнеу – Актау на сумму 147,8 млрд.тенге.

Для продолжения реализации основных автодорожных проектов в 2017 году планируется дополнительно направить средства Нацфонда в размере 143,5 млрд.тенге.

По развитию логистической инфраструктуры в 2015-2016 годах выделено 95,2 млрд.тенге (в 2015 году – 48,8 млрд.тенге, в 2016 году – 46,4 млрд.тенге) на строительство ж/д линии Боржакты-Ерсай и Алматы-Шу, паромной переправы в п.Курык и аэропорта г.Астаны.

2) Развитие социальной инфраструкуры

Глава государства поручил к 2018 году ликвидировать трехсменное обучение, снизить аварийность школ и к 2020 году полностью охватить дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3 до 6 лет.

В 2015-2016 годах выделено 77,3 млрд. тенге (2015 год – 19,4 млрд. тенге, 2016 – 57,9 млрд. тенге) для строительства 96 объектов образования – 77 школ и 19 детских садов.

На сегодня уже введен 41 объект образования, в том числе 21 школа для ликвидации трехсменного обучения, 6 школ взамен аварийных и 14 детских садов.

До конца года будет построено дополнительно 8 школ и 4 детских сада.

Кроме того, для исполнения поручения Главы государства в 2017 году мы дополнительно предусмотрели средства Нацфонда в размере 71,7 млрд. тенге, а также на сейсмоусиление школ 8,3 млрд.тенге.

3) Модернизация систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

Основным нашим показателем при реализации модернизации ЖКХ является снижение износа сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения с 67% в 2014 году до 53% к 2020 году и улучшение качества услуг, предоставляемых потребителям.

На эти цели в 2015 году выделено 60 млрд. тенге, и в т.г. предусмотрено 90 млрд. тенге.

Построено и реконструировано 313 км инженерных сетей, из которых 175 км - сети теплоснабжения и 138 км - сети водоснабжения и водоотведения.

В результате, плановое значение показателя в 65% к 2016 году было достигнуто с опережением графика.

Впервые мы добились снижения уровня износа инженерных сетей по республике до 63%.

            В текущем году на данное направление предусмотрено 90 млрд. тенге, из них 75 млрд. тенге на бюджетное кредитование и 15 млрд. тенге на субсидирование расходов субъектов естественных монополий через софинансирование совместных проектов с МФО.

Из предусмотренных на бюджетное кредитование 75 млрд. тенге согласно плану финансирования в МИО перечислено 55 млрд. тенге, что составляет 100% от плана финансирования.

В 2017 году для завершения начатых проектов по модернизации ЖКХ предусмотрено 53 млрд. тенге.

Вместе с тем, очевидно, что за счет бюджетных инвестиций проблему износа сетей не решить.

В этой связи, необходим постепенный переход на самоокупаемость проектов за счет внедрения рыночных тарифов.

Это направление планируется реализовать с привлечением средств МФО.

В 2015-2016 годы совместно с МФО началась реализация 23 проектов на общую стоимость 42,5 млрд. тенге с софинансированием данных проектов на 15,2 млрд. тенге.

            4) Строительство жилищной инфраструктуры

            Для развития всех видов жилья, в том числе ИЖС, Госпрограммой предусмотрено строительство ИКИ в районах массовой застройки.

            Преимущественно ИКИ будет подведена в районы массовой застройки, где будут строиться объекты арендного, кредитного, коммерческого жилья и ИЖС.

            На эти цели в 2015-2016 годах выделено 151,8 млрд. тенге (в 2015 году – 40,3 млрд. тенге, в 2016 году – 110,9 млрд. тенге).

            В 2016-2017 годах мы обеспечим 100,9 тыс. участков под ИЖС необходимой инженерной инфраструктурой. Инфраструктура будет подведена к уже выданным 57,4 тыс. земельным участкам и 43,5 тыс. новых участков.

            В 2017 году для обеспечения необходимой инженерной инфраструктурой планируется направить 84 млрд. тенге.

Масштабное строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры способствует всплеску строительства жилья. С начала 2016 года на каждый 1 тенге бюджетных инвестиций на ИКИ привлечено дополнительно 9,3 тенге частных инвестиций в жилищное строительство (16,6 тенге в 2015 году).

            5) Строительство жилья

            В целях поддержания экономической активности и обеспечения мультипликативного эффекта через развитие смежных отраслей экономики в рамках Госпрограммы полным ходом идет строительство арендного, кредитного и коммерческого жилья.

            На эти цели в 2015-2016 годах выделено 444 млрд. тенге, в том числе в 2015 году – 122,5 млрд. тенге и в 2016 году – 321,5 млрд. тенге.

По указанным направлениям в 2015-2017 годах запланирован ввод свыше 3,1 млн. кв. м жилья (порядка 53 тыс. квартир), из них в 2015 году и за январь-август т.г. введено 860 тыс. кв. м. (12 529 квартир).

            До конца т.г. будет дополнительно введено 488,7 тыс. кв. метров или порядка 8 тыс. квартир и в 2017 году будет введено 1,9 млн. кв. м. (32 тыс. квартир).

            В 2015 году выделено 122,5 млрд. тенге, из них 92,5 млрд. тенге – на строительство арендного жилья через АО «КИК» и 30 млрд. тенге – на завершение ранее начатых объектов кредитного жилья через МИО для вкладчиков АО «ЖССБК».

            За счет указанных средств уже введено 746,6 тыс. кв. м (12 309 квартир) и до конца т.г. дополнительный ввод составит – 164,5 тыс. кв. м или 3 134 квартир.

В 2016 году выделено 321,5 млрд. тенге, из них АО «НУХ «Байтерек» - 224,5 млрд. тенге, и АО «ФНБ «Самрук-Казына» - 97 млрд. тенге.

            На выделенные средства до конца 2017 года планируется ввести в эксплуатацию порядка 2,2 млн. кв. м. или 38,2 тыс. квартир, из которых на сегодня операторами по строительству (АО «НУХ «Байтерек» и АО «ФНБ «Самрук-Қазына») заключены договора на сумму 178,3 млрд. тенге для строительства порядка 900 тыс. кв.м жилья (15,6 тыс. квартир).

В т.г. введено 13,2 тыс. кв. м. (220 квартир) и до конца года будет дополнительно введено порядка 324,2 тыс. кв. м (4,8 тыс. квартир).

6) Поддержка предпринимательства

Одним из важных направлений в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» и Антикризисного плана является поддержка предпринимательства.

Всего в 2016 году для стимулирования предпринимательской активности за счет средств Нацфонда и ЕНПФ предусмотрено порядка 575 млрд. тенге.

На сегодня из указанных средств в БВУ и финансовых институтах размещены порядка 333 млрд. тенге, из них 141 млрд. тенге получили предприниматели.

Эти средства направлены на подведение инфраструктуры, кредитование новых инвестиционных проектов, финансирование оборотного капитала и экспортных операций и рефинансирования займов.

Мы продолжаем револьверное кредитование компаний обрабатывающей промышленности, за счет выделенных 300 млрд. тенге из Нацфонда в 2014-2015 гг. На 1 августа 2016 года профинансирован 1 491 проект на 380 млрд. тенге.

Для поддержки предпринимательства привлекаются и средства МФО. В прошлом году за счет 93,2 млрд. тенге от АБР и ЕБРР (АБР 62,2 млрд. тенге, ЕБРР 31 млрд. тенге) было профинансировано 624 проекта.

            В текущем году планируется привлечь кредитную линию от АБР и ЕИБ в размере 156,4 млрд. тенге (АБР – 68 млрд. тенге, ЕИБ – 88,4 млрд. тенге).                                         

            В целом принятые меры позволили увеличить выпуск продукции МСБ на 0,3%, занятость на 4,1%, а также кредитование МСБ на 35,8% с начала текущего года.                        

            7) Софинансирование проектов с МФО

            Одним основных направлении является сотрудничество с международными финансовыми организациями (Группа Всемирного Банка, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития) которыми будет оказываться финансовая и техническая поддержка Казахстану согласно рамочным соглашениям о партнерстве.

            На сегодня партнерские проекты с ведущими МФО направлены на развитие инфраструктуры, включая реконструкцию более 3300 км автомобильных дорог, улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель на площади более 380 тыс. га, обеспечение питьевой водой более 515 тыс. человек, а также развитие проектов ГЧП.

            Уже подписаны 18 соглашений на сумму свыше 1 млрд. долларов США. Еще 9 соглашений на 500 млн. долларов США ожидают подписания до конца года.

            На софинансирование проектов совместно с МФО в 2015-2016 годах выделено 20,3 млрд. тенге, из них в 2015 году – 8 млрд. тенге, в 2016 году – 12,3 млрд. тенге.

            Вместе с тем, хотелось бы отметить ограниченность бюджетных инвестиций из Нацфонда в реализацию основных направлений Госпрограммы.

В этой связи, для достижения ключевых показателей к 2020 году, взамен прямого бюджетного финансирования некоторых направлений, их финансирование с 2018 года будет осуществляться за счет привлечения внебюджетных средств (МФО).

В целом Госпрограмма «Нұрлы жол» в 2015-2016 годах стала одним из основных локомотивов роста экономики и обеспечения занятости. Благодаря ее реализации мы смогли не допустить рецессии экономики в 2015-2016 годах.

            Так, эффект реализации Госпрограммы в 2015 году составил 1,3 п.п. в приросте ВВП, создав 125,6 тыс. рабочих мест, в том числе 22,5 тыс. постоянных рабочих мест, 103,1 тыс. временных рабочих мест.

            В текущем году вклад «Нұрлы жол» в рост ВВП оценивается на уровне 1,2 п.п. с обеспечением 200 тыс. рабочих мест.

            III. Реализация поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 9 сентября т.г.

            Как Вы знаете, на последнем расширенном заседании Правительства, Глава государства обозначил ряд приоритетов экономической политики на среднесрочный период.

            Задача Правительства – представить практический план наиболее эффективной и результативной реализации обозначенных Главой государства приоритетов.

            Первое.Для дальнейшего обеспечения населения жильем поручено разработать единую Программу жилищного строительства «Нұрлы Жер», интегрировав в нее все жилищные вопросы из действующих программ.

Основной акцент в Программе будет перенесен с прямого финансирования строительства жилья за счет госсредств на стимулирование частных инициатив через решение следующих задач:

1)        Стимулирование спроса через выдачу ипотечных займов БВУ, включая субсидирование процентной ставки;

2)        Финансирование строительства кредитного жилья для вкладчиков АО «ЖССБК» и создание регионального фонда арендного жилья;

3)        Развитие индивидуального жилищного строительства путем подведения государством ИКИ и предоставления земельных участков, с возмещением затрат за инженерную инфраструктуру.

Реализация Программы позволит разгрузить бюджет через привлечение порядка 10 тг. частных инвестиций на каждый 1 тенге бюджетных средств в жилищное строительство.

Второе.Продуктивная занятость и массовое предпринимательство

Одной из главных задач социально-экономической политики является обеспечение продуктивной занятости населения. Это, прежде всего, решение проблемы самозанятости.

В настоящее время численность самозанятого населения составляет 2.2 млн. человек, из них свыше 60% проживают на селе и имеют доходы ниже 60 тыс. тенге. Четверть из которых – молодежь.

Не секрет, что сегодня часть самозанятого населения вынуждено перебиваться временными работами. Наша задача – максимально вовлечь самозанятых в продуктивную занятость и увеличить их доходы.

Мы видим два пути решения этой задачи.

1) обеспечение продуктивной занятости через повышение профессиональной квалификации и стимулирование трудовой мобильности.

Для этого с 2017 года будет запущен проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». На эти цели предусмотрено 7 млрд. тенге, из них 2 млрд. тенге в республиканском бюджете и 5 млрд. тенге в трансфертах общего характера местным бюджетам. Это позволит увеличить количество грантов по профтех специальностям до 84 тыс.

2) стимулирование массового предпринимательства путем развития микрокредитования.

В текущем году на эти цели в рамках ДКЗ и ДКБ выделено более 32,6 млрд. тенге. Благодаря этому в текущем году поддержано около 4,4 тыс. частных инициатив, создано свыше 2 тыс. новых рабочих мест.

В соответствии с поручением Главы государства будут усовершенствованы механизмы микрокредитования. В городах мы планируем вовлечь инфраструктуру банковского сектора, в сельской местности – создать единого оператора по микрокредитованию.

В целом, по нашей оценке, если снизим количество самозанятых на 440 тыс. человек или на 5 п.п. путем предоставления возможности начать свое дело либо получить постоянную занятость, это обеспечит дополнительный прирост ВВП на 3-4% в течении 5 лет или 0,6-0,8% в год.

Третье. Стимулирование частных инициатив и привлечение инвестиций

В последние годы мы наблюдали значительный рост госинвестиций (с учетом квазигоссектора) в экономику до 40%, доля участия государства оценивается в 60% ВВП, тогда как в развитых странах – менее 20%.

Госсектор стал одним из главных инвесторов. Высокая доля участия государства в экономике приводит к сокращению частных инвестиций и вытеснению бизнеса из конкурентной среды.

В этой связи Глава государства дал нам ряд поручений, направленных на снижение доли государства и сокращению госфинансирования экономики, а также по возобновлению инвестиционной активности банковского сектора и частных инвесторов.

Как я говорил ранее что 40% инвестиций приходит на госфинансы, в докризисные годы (в 2004-2005) инвестиции рост инвестиций составлял 30%, при этом в источниках финансирования доля государства не превышала 13%. Это обеспечивало экономический рост без нагрузки на бюджет и Нацфонд. Мы должны вернутся к этому.

Как вы знаете, по поручению Главы государства по активизации процесса приватизации, Правительством утвержден новый Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, включающий перечни из 783 объектов приватизации, в том числе ТОП-65 крупных компаний, которые будут реализованы в приоритетном порядке. Это организации нефтегазовой, железнодорожной, атомной, энергетической и других отраслей экономики.

На сегодня в рамках анализа товарных рынков определяются компании квазигосударственного сектора, действующие в конкурентной среде.

Нам нужно провести повторную инвентаризацию подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду.

Таким образом, Перечень объектов приватизации будет дополняться. Конечная цель – снизить госучастие в экономике до уровня стран ОЭСР - 15%.

Международный опыт показывает, что приватизация приводит к увеличению уровня возврата на капитал и инвестиции на 30-40%, к двукратному росту фондового рынка и повышению конкуренции.

Привлечение частных инвестиций в первую очередь зависит от восстановления банковского сектора.

Участие БВУ в финансировании инвестиций значительно упало с 16,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году.

В целом, Нацбанком совместно с Правительством будут приняты меры по стимулированию банковского кредитования и увеличению роли финансовых организаций в инвестировании субъектов рынка.

По нашим расчетам рост инвестиций за счет восстановления кредитования БВУ до уровня 2013 года обеспечит увеличение ВВП на 1% ежегодно.

Четвертое. Диверсификация экономики.

Для дальнейшей диверсификации экономики реализуется Программа индустриализации до 2020 года, основанная на поддержке исключительно конкурентоспособных предприятий и увеличении экспорта.

Также одним из важных направлений диверсификации является План сопряжения программы «Нұрлы жол» с Китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути».

Основными приоритетами формирования современной транспортно-логистической инфраструктуры станет создание условий для развития смешанных перевозок, в том числе развитие мультимодального Евразийского трансконтинентального коридора.

Во исполнение поручения Главы государства на основе программы «Агробизнес 2020» будет разработана Государственная программа развития АПК.

В рамках новой Госпрограммы будут решены задачи по увеличению экспорта переработанной сельхозпродукции, созданию сервисно-заготовительных кооперативов и введению в оборот орошаемых земель.

Благодаря введению 600 тыс. га. орошаемых земель можно создать 200 тыс. постоянных рабочих мест.

Производительность труда в АПК составляет 1,2 млн. тенге на одного работника, что ниже в 3,6 раза по сравнению с остальными отраслями.Если мы увеличим производительность труда на 25%, это даст 1,0-1,5% прироста к ВВП в течение 5 лет или ежегодно на 0,2-0,3%.

Пятое. Стабильная макроэкономика

Базовым условием для эффективной реализации экономической политики является обеспечение макроэкономической стабильности. Она будет достигнута за счет решения следующих задач.

1) Снижение уровня инфляции и дальнейшее обеспечение стабильности цен. В среднесрочной перспективе денежно-кредитная политика НБ будет направлена на снижение инфляции до 3–4%.

2) Недопущение роста государственного долга. На сегодня госдолг РК находится на низком уровне по сравнению с другими странами мира. По состоянию на 1 июля 2016 года совокупный госдолг составляет 10,9 трлн тг (32,2 млрд долл. при курсе 338,8 тг за долл.) или 24,6% к ВВП 2016 года, в том числе внутренний долг 13,5% к ВВП и внешний 11,1% к ВВП.

Для поддержания комфортного уровня государственного долга в 2017–2019 годах планируется снижение дефицита республиканского бюджета до 1,2 % к ВВП в 2017 году с последующим снижением до 1,0 % к ВВП к 2019 году.

3)Нашими целями в налоговой политике являются снижение уровня теневого оборота и стимулирование притока инвестиций в экономику страны путем совершенствования механизмов взимания косвенных налогов и отмены неэффективных налоговых льгот, а также реформирования специальных налоговых режимов.

Ведется активная работа по реформированию налоговой системы и улучшению администрирования, что позволит нам повысить доходы бюджета.

В мировой практике существует целый ряд примеров повышения собираемости налогов, что увеличит налоговые поступления на 30-40% без изменения ставок.

4) В условиях сохранения низких цен на нефть важно обеспечить сохранность Нацфонда для будущих поколений.

По нашему базовому прогнозу ежегодный объем трансфертов из Нацфонда будет превышать поступления на 1,4 трлн тг в 2017 году и 1,0 трлн тг в 2018 – 2019 годах. Это в итоге может привести к сокращению объема активов НФ с 63,4 млрд долл. в 2015 году до 50,7 млрд долл. в 2019 году.

В этой связи дополнительные средства из Нацфонда привлекаться не будут. Мы будем использовать внутренние возможности экономики, основанные на частных инвестициях и развитии предпринимательства.

В целом эффективная реализация программ «Нұрлы жол», Индустриализации, новых направлений, озвученных Главой государства по развитию АПК, массового предпринимательства, восстановлению инвестиционной активности банковского сектора, привлечению частных инвестиций, реформированию налоговой системы позволит обеспечить рост экономики на уровне 3,5-4% ежегодно в среднесрочной перспективе.

Правительство приложит все силы для выполнения поставленных задач. Наши усилия сосредоточены на улучшении качества жизни населения. Мы открыты к диалогу и постараемся учесть все ваши замечания и предложения.

Опубликовано: 19 Сентябрь 2016

Архив

Сен
2016
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти