При разработке проекта Государственной программы функционирования и развития языков на 2011-2020 годы был изучен опыт правового регулирования языковой политики 30 зарубежных стран.

Все мероприятия, предусмотренные Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка, как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан.

ГЛАВНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ДОКУМЕНТА:

Гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства, при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане

Реализация главной цели осуществляется по четырем ключевым направлениям, обусловленным отраслевыми целями:

  • Первая цель – Государственный язык – главный фактор национального единства.
  • Вторая цель -– Популяризация широкого применения государственного языка.
  • Третья цель – Развитая языковая культура – потенциал интеллектуальной нации.
  • Четвертая цель – Развитие лингвистического капитала казахстанцев.

 ЦЕЛЬ 1. Государственный язык – главный фактор национального единства

  • Предполагает организацию работы по созданию системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана
  • В ядре данной системы три основных компонента – методология, инфраструктура и управление.
  • Разработка методологии предполагает введение единых стандартов владения и обучения государственному языку.
  • Предлагаемая шестиуровневая система владения языком основана на европейском опыте, где уровни А1-А2 предполагают элементарное владение языком, уровни В1-В2 – самостоятельное владение и уровни С1-С2 – экспертное владение государственным языком.
  • Ключевым моментом является внедрение этих стандартов в систему образования на всех уровнях – дошкольном, школьном, высшем и послевузовском. Процесс овладения государственным языком должен сопровождать каждого казахстанца на протяжении всей учебы. Уровни А1-А2 он постигает в детском саду и начальной школе, уровни В1-В2 в среднем и старшем звене школы, уровни С1-С2 в вузе и во время поствузовского обучения.
  • Помимо этого потребуется расширение сети образовательных учреждений с казахским языком обучения и организация работы по подготовке и повышению квалификации преподавателей и специалистов казахского языка. В виду малой численности научно-образовательных центров, имеющих достаточные организационные и методологические возможности вести обучение специалистов на качественно высоком уровне, предполагается широкое внедрение дистанционных форм обучения.
  • Данная задача направлена целиком на молодое поколение казахстанцев, которому предстоит постигать государственный язык во время получения образования.
  • На взрослых казахстанцев направлена вторая задача - создание аккредитованной сети Центров обучения казахскому языку.
  • Реализация данного направления предполагает не только внедрение обязательных стандартов образовательной деятельности Центров, но и введение рейтинговой системы оценки их деятельности. Основой рейтинга могут стать объективные данные о результатах сдачи Казтеста слушателями. Предусмотрено также создание сети Экзаменационно-квалификационных центров (ЭКЦ). Сеть ЭКЦ предназначена как для выдачи сертификатов Казтест на подтверждение уровня знания государственного языка, так и для создания системы аттестации преподавателей.
  • Третьим обязательным направлением в достижении первой цели станет управление создание системы стимулирования процесса обучения государственному языку.
  • Реализация данного направления предполагается через определение минимальных требований к уровню владения государственным языком сотрудниками организаций, предоставляющих государственные услуги, а также услуги в сфере обслуживания населения. Вместе с этим предусматривается введение ежегодной системы контроля уровня знаний на основе Казтест и введение системы материального поощрения досрочного повышения уровня знания государственного языка. 
  • Предусматривается внедрение системы оценки и контроля уровня знания государственного языка на всех ступенях образования, а также широкое оказание государственной поддержки в изучении казахского языка всем заинтересованным лицам через организацию бесплатных курсов, широкое внедрение дистанционного обучения и привлечение механизмов государственно-частного партнерства.

ЦЕЛЬ 2. Популяризация широкого применения государственного языка

  • Предполагается осуществление работы по повышению престижа и расширению востребованности употребления государственного языка
  • Повседневное общение на казахском языке должно стать престижным и модным, особенно в молодежной среде.
  • Основными инструментами поставленных задач станут формирование престижного образа носителя государственного языка, популяризация государственного языка как семейной ценности, закрепление позитивных образов в общественном сознании через механизмы политических и PR-технологий. Также предусмотрен специальный блок работы по нейтрализации негативных стереотипов в вопросах языковой политики и формированию механизмов общественного порицания.
  • Вторым направлением в достижении поставленной цели является расширение сферы применения государственного языка, интеграция во все сферы жизнедеятельности общества.
  • Ключевой акцент в данном направлении сделан на усилении роли СМИ в формировании языковой среды через создание теле- и радиоканалов, вещающих на государственном языке. Необходимо расширить детский и молодежный казахоязычный контент, активнее использовать потенциал медийной сферы в организации процесса обучения государственному языку. Нужно как можно больше обучающих фильмов, цикловых передач, реалити-шоу с элементами изучения государственного языка.
  • Важным аспектом также является оказание системной поддержки казахоязычным СМИ через хостинг онлайновых версий и создание системы государственной поддержки интернет-ресурсов на казахском языке. Особая роль отводится введению обязательных языковых квалификационных требований, предъявляемых к работникам СМИ, как людям, непосредственно формирующим языковую культуру общества.
  • В данном направлении предусматриваются меры по развитию государственного языка как языка науки, закона и новых технологий, а также расширение применения казахского языка в сфере международных коммуникаций, досуга и развлечений.

ЦЕЛЬ 3. Развитая языковая культура – потенциал интеллектуальной нации

  • Предполагает, прежде всего, реализацию системы мер по дальнейшему совершенствованию и систематизации лексического фонда казахского языка через улучшение работы в сфере терминологии, ономастики и антропонимики. Будет обеспечена прозрачность процесса присвоения наименований, привлечь широкие слои населения к этой работе.
  • Предполагается повышение статуса Государственной терминологической комиссии до правительственного уровня.
  • Будет осуществлен проект по выпуску отраслевых терминологических словарей, утвержденных постановлением Правительства. Это закрепит их в статусе нормативных актов и придаст общеобязательный характер.
  • Будут внесены изменения в нормативные правовые акты в части регулирования деятельности ономастических комиссий на уровне регионов
  • Важным в данном направлении является также усиление контроля за соблюдением законодательства в сфере употребления языков. Уверен, коллеги из региональных управлений языков, ежедневно сталкивающиеся с сильнейшими нарушениями в этой сфере, меня поддержат.
  • Вторым направлением достижения поставленной цели является совершенствование языковой культуры посредством развития культуры речи, совершенствования казахской письменности и создание толерантной языковой среды.

ЦЕЛЬ 4. Развитие лингвистического капитала казахстанцев

  • Предполагает организацию системной работы по сохранению русского языка в лексическом багаже казахстанцев.
  • Во втором направлении данной цели предусмотрено создание благоприятных условий для изучения и сохранения языков этносов, проживающих в Казахстане. Полиязычность многонационального народа Казахстана существенно обогащает нашу культуру. 
  • Третьим необходимым элементом лингвистического капитала казахстанцев является овладение английским и другими иностранными языками. Десятилетний период реализации Программы предполагает постановку перспективных задач. Это изучение наряду с английским и других иностранных языков как средств делового международного общения.

 

Скачать полное описание программы

Опубликовано: 27 Сентябрь 2013

Архив

Сен
2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти