Министр Общественного развития РК Дархан Калетаев назвал ряд проблем, которые препятствуют развитию неправительственного сектора в Казахстане.

«Проблема текущего развития неправительственного сектора в том, что у нас в базе зарегистрированных юридических лиц слишком много так называемых «висящих» НПО.

Примерно треть НПО по республике не работает, на Астану приходится около 1 тыс НПО, которые себя никак не проявляют. Из этого числа всего лишь 52 НПО находятся на стадии ликвидации, остальные - бездействующие либо приостановившие работу», - отметил Д.Калетаев в ходе VIII Гражданского городского форума в Астане.

Кроме того, по словам главы ведомства, государство приняло ряд соответствующих мер в целях решения проблемы неработающих НПО.

«Проблема заключается в сложности процедуры ликвидации юридических лиц. В рамках исполнения Послания Главы государства, Правительство реализует меры по снижению теневой экономики. Во-первых, это налоговая амнистия, включающая снятие пени и штрафов при условии погашения основного долга. Во-вторых, декриминализация налоговых правонарушений, включающая повышение порогового уровня для юридических лиц от уклонения от оплаты налогов до 50 тыс МРП. В-третьих, совершенствование процедуры реабилитации банкротства», - отметил министр.

Данная процедура занимает от 9 месяцев до нескольких лет. По словам Д.Калетаева, теперь процедура реабилитации банкротства может занять всего пару недель.

«В базе налоговой отчетности, которую реализует Министерство финансов зарегистрировано порядка 14 тыс НПО, по Астане этот показатель составляет 1800 или на треть меньше фактической регистрации. В базу данных министерства сдают отчетность около 5 тыс НПО, в то время как по республике отчетность по международному стандарту имеет только 8% НПО, то есть максимум 1700. Таким образом, мы видим огромную разницу между декларированным числом НПО и фактически работающим», - заключил Д.Калетаев.

КАЗИНФОРМ

Сегодня в Үкімет үйі под председательством Премьер-Министра РК Бакытжана Сагинтаева состоялось очередное заседание Совета по экономической политике.

В ходе заседания рассмотрены вопросы эффективности субсидирования и льготного кредитования субъектов агропромышленного комплекса страны.

В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Глава государства поручил Правительству РК предусмотреть в ближайшие три года дополнительно не менее 100 млрд тг ежегодно на поддержку АПК.

С основным докладом на заседании выступил вице-премьер – министр сельского хозяйства РК У. Шукеев. По его словам, в первую очередь эти средства предлагается направить на стимулирование внедрения в отрасль современных технологий и обновление сельхозтехники, а также ускоренное породное преобразование в животноводстве. Выполнить поставленные задачи возможно путем повышения доступности финансирования субъектов АПК, в том числе за счет увеличения объемов инвестиционного субсидирования, удешевления и расширения доступности банковских кредитов, как на оборотные, так и на инвестиционные цели.

В обсуждении вопроса приняли участие министры национальной экономики Т. Сулейменов, финансов — А. Смаилов, по инвестициям и развитию — Ж. Касымбек и другие.

Ежегодный объем субсидирования (2015 — 180,8 млрд тг, 2016 — 220,7 млрд тг, 2017 — 260,5 млрд тг, 2018 — 227,6 млрд тг), в среднем составляет не более 4-5% от валовой продукции сельского хозяйства, что ниже допустимого уровня, 8,5%, в рамках ВТО. В целях повышения доступности финансирования на АПК проводится работа по совершенствованию действующих и внедрению новых финансовых инструментов. В текущем году возобновлено субсидирование ставок вознаграждения по кредитам на основные средства, а также лизинг сельхозтехники.

Для реализации поставленных задач сформирован пакет изменений в законодательные акты, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Также в соответствии с поручениями Главы государства по повышению эффективности господдержки сокращаются неэффективные субсидии и в скором времени будут полностью исключены. Оставшиеся будут максимально упрощены и до конца года полностью автоматизированы. Это сократит сроки рассмотрения заявок в среднем в 2,5 раза (с 18 до 7 дней) и снизит коррупционные риски. По итогам реформирования из 54 видов субсидий останется 34 субсидии.

www.primeminister.kz

Сегодня на пресс-конференции на площадке пресс-центра Правительства министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек рассказал о процедуре заключения и реализации государственно-частного партнерства.

Прежде всего Ж. Касымбек отметил, что по линии Министерства по инвестициям и развитию на стадии проработки и реализации находятся 18 проектов.

Отвечая на вопрос представителей СМИ о том, каким образом с предпринимателями заключаются договора государственно-частного партнерства, Ж. Касымбек отметил, что существуют два варианта.

«Если это очень значимые для республики предприятия, а выделение денег из бюджета затруднительно, и в случае, если реализация данного проекта является выгодной через концессию, то государство само предлагает эту инициативу. Объявляет конкурс», — рассказал министр.

Один из проектов, реализация которого началась по такому принципу, — концессионный проект «Строительство и эксплуатация скоростных автомобильных дорог Туркестанской области».

В рамках проекта предусматривается строительство Юго-Западного обхода г. Шымкент (48 км), Обхода г. Сарыагаш (55 км), участка Абай-Кызыласкер (34 км) и подъезда Кызыласкер-Чиназ к пункту пропуска Конысбаев (14 км).

Проект будет способствовать увеличению объема грузоперевозок между Казахстаном и Узбекистаном, выводу за пределы городов Шымкент и Сарыагаш до 25 тыс. АТС/сутки.

В настоящее время практически завершена разработка конкурсной документации. До середины декабря планируется получить экономическое заключение и в конце года объявить конкурс.

Второй принцип — это когда инициатива исходит от самих предпринимателей.

«По этому принципу предприниматели приходят в государственные органы со своей инициативой. Мы в течение месяца размещаем информацию об этой инициативе на своем сайте и в других источниках информации. Если других компаний, изъявивших желание осуществить данную инициативу, не появится, то ею будет заниматься только та компания, которая обратилась к нам. Заключается договор с государством. В случае, если появятся другие компании, то будет объявлен конкурс», — пояснил Ж. Касымбек.

Например, реализацию проекта «Строительство пропускного пункта “Нур жолы”», запущенного в сентябре т. г., инициировали индивидуальные предприниматели.

27 сентября т.г. пункт пропуска «Нур жолы» официально запущен. По сравнению со старым пунктом пропуска «Коргас», пропускная способность «Нур жолы» на границе между Казахстаном и Китаем увеличится в 10 раз до 2500 автомобильных транспортных средство в сутки. Это позволит ежегодно собирать доходы от импорта и экспорта в сумме 50 млрд. тенге. В настоящее время частный партнер приступил к эксплуатации проекта до 2026 года.

www.primeminister.kz

Об этом в ходе пресс-конференции на площадке пресс-центра Правительства РК рассказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек. По его словам Фонд будет гарантировать стабильность и уверенность в реализации крупных, прорывных проектов.

По статистическим данным Национального банка, с 2005 года объем прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил $265 млрд. Это, по данным МИР РК, составляет 70% от общего объема, который приходится на Центральную Азию.

«Мы здесь являемся лидерами, примерно 50-55% за этот период приходится на горнодобывающую промышленность,15% – в обрабатывающую. Если в период начала реализации программы индустриально-инновационного развития 8,5-9% инвестиций ежегодно приходили в обработку, то по итогам прошлого года этот показатель составляет уже 25%. Рост значительный, и мы видим, что он растет. Динамика физического объема и доля инвестиций в обработке растет серьезно», — сказал Ж. Касымбек.

Министр по инвестициям и развитию также отметил, что в рамках поручения Главы государства по созданию Фонда прямых инвестиций в несырьевой сектор, работающего на принципе соинвестирования с иностранными инвесторами, создана рабочая группа совместно с госорганами и национальными холдингами, также планируется привлечение международных экспертов.

«Это международная практика, чтобы иностранный инвестор пришел в Казахстан, ему нужен надежный партнер в лице какого-то конкретного фонда или компании, где есть государственное участие, который будет определенным гарантом для иностранных инвестиций. Этот Фонд будет создаваться для софинансирования крупных проектов», — подчеркнул он.

По словам министра, Фонд будет гарантировать стабильность и уверенность в реализации проектов.

«Предположим, что проект стоит определенных денег, но 10-15% просит соучастия со стороны государства через этот Фонд. Для иностранного инвестора это определенная гарантия того, что государство гарантирует стабильность, поддержку по реализации этих проектов. Эти фонды существуют в России, есть аналогичные фонды в Китае, во многих европейских странах, поэтому есть мировой опыт, и мы будем на нем основываться», — добавил Ж. Касымбек.

Напомним, что Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» поручил рассмотреть вопрос создания Фонда прямых инвестиции в несырьевой сектор, который будет осуществлять свою деятельность на принципе соинвестирования с иностранными инвесторами.

www.primeminister.kz

О проведенной работе по развитию государственно-частного партнерства и предлагаемых дальнейших мерах на заседании Правительства РК под председательством Премьер-Министра Б. Сагинтаева доложили министры национальной экономики Т. Сулейменов, по инвестициям и развитию Ж. Касымбек, здравоохранения Е. Биртанов, акимы ряда областей, а также Председатель НПП «Атамекен» А. Мырзахметов.

Министр национальной экономики Т. Сулейменов доложил, что в рамках нормотворческой работы в июле т. г. принят ряд поправок в действующие законодательные акты в части признания договоров ГЧП, предусматривающих постоянные выплаты со стороны государства, в качестве ликвидного залогового обеспечения для БВУ. Данная мера позволяет гарантировать банкам возврат средств. Также в случае невыполнения частным партнером взятых на себя обязательств, предусмотрена процедура замены частного партнера.

Для реализации большего количества инфраструктурных проектов ГЧП со значительными выплатами из бюджета, внесены изменения в Методику определения лимитов гособязательств по проектам ГЧП. Для городов республиканского значения увеличены коэффициенты до 0,5 от собственных доходов с учетом трансфертов общей характеристики, а также исключены обязательства местных исполнительных органов перед БВУ и иными кредиторами. Данная мера позволила увеличить лимиты местных исполнительных органов на 2018–2020 гг.: общий лимит увеличился с 674,2 млрд тг до 937,5 млрд тг, то есть на 39%.

«В целом наблюдается положительная тенденция роста в развитии ГЧП в стране. Для получения большего эффекта предлагаем Министерству финансов обеспечить регистрацию договоров ГЧП, заключенных до 10.07.2017 и начать процесс регистрации договоров ГЧП, по которым отсутствуют государственные обязательства. Отраслевым госорганам и местным исполнительным органам отдавать предпочтение реализации проектов I (прим. – проекты, не требующие каких либо финансовых мер господдержки и источников возмещения затрат из гос. бюджета) и II категории (прим. – проекты, требующие возмещения эксплуатационных затрат из госбюджета), а также усилить контроль исполнения Дорожных карт по развитию ГЧП. Государственным органам совместно с Казахстанским центром ГЧП – повысить квалификацию сотрудников по вопросам ГЧП», — озвучил предложения Т. Сулейменов.

Как отметил министр нацэкономики, в настоящее время заключено 443 договора на сумму 1096,2 млрд тг. По состоянию на 15 октября введено в эксплуатацию 275 объектов на сумму 142,1 млрд тг, из них за 10 месяцев 2018 г. — 49 объектов на сумму 29,1 млрд тг. На сегодняшний день на различных стадиях подготовки находятся 721 проект на сумму 1,5 трлн тг. Количество проектов за 10 месяцев т. г. увеличилось на 253 единицы.

В отраслевом разрезе из 449 заключенных договоров большинство приходится на сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта. В свою очередь, обозначены перспективы применения механизма ГЧП в таких сферах как водоснабжение, инженерная инфраструктура, туризм.

«В целом, применение механизма ГЧП позволило за период 2016–2018 гг. снизить единовременную нагрузку на бюджет по 275 объектам на сумму 142,1 млрд тг и обеспечить 77 тыс. посещений в месяц в медицинских учреждениях, 30 тыс. детей местами в детских садах, 6 спортивно-оздоровительными комплексами с общей мощностью 2500 посещений», — доложил Т. Сулейменов.

Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, в свою очередь, доложил, что в настоящее время в курируемых ведомством отраслях в рамках механизма государственно-частного партнерства на стадии проработки и реализации находится 18 проектов, в том числе 3 — в автодорожной сфере, 1 — в сфере железнодорожного транспорта, 2— в гражданской авиации, 12 — в сфере ЖКХ и энергосбережения.

По проекту «Строительство и эксплуатация автомобильной дороги «Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД)» 07.02.2018 г. подписан контракт с Консорциумом «Алсим Аларко – Макйол – СК – Кореян ЭкспрессВэй». 31 мая т. г. начато строительство. Полностью решены вопросы по отводу земель под строительство дороги, на участках завершена мобилизация техники и персонала, оформлены карьеры. В 2025 г. предусматривается завершение строительства и начало эксплуатации дороги на платной основе. В период строительства будут созданы порядка 3 тыс. рабочих мест. Данная автодорога позволит вывести за пределы города до 38 тыс. автомобильных транспортных средств (АТС) в сутки, что, по словам Ж. Касымбека, предотвратит образование транспортных коллапсов и положительно отразится на экологии города.

По проекту строительства железнодорожной линии в обход станции Алматы в конце текущего месяца планируется объявление конкурса на определение лучшего технического предложения. В целом проект позволит на 40% разгрузить станцию Алматы и сократить сроки транспортировки грузов, следующих через нее транзитом в среднем на двое суток. Период действия проекта ГЧП 30 лет — с 2021 по 2051 гг.

В рамках проекта ГЧП «Создание инфраструктуры автомобильного пункта пропуска «Нур жолы» на участке а/д «Алматы — Хоргос» 27 сентября официально запущен пункт пропуска «Нур жолы». По сравнению со старым пунктом пропуска «Коргас» пропускная способность «Нур жолы» на границе между Казахстаном и Китаем увеличится в 10 раз до 2500 АТС/сутки. В настоящее время частный партнер приступил к эксплуатации проекта до 2026 г.

Концессионный проект «Строительство и эксплуатация скоростных автомобильных дорог Туркестанской области» будет способствовать увеличению объема грузоперевозок между Казахстаном и Узбекистаном, выводу за пределы городов Шымкент и Сарыагаш до 25 тыс. АТС/сутки. В настоящее время консультантами практически завершена разработка конкурсной документации. До середины декабря планируется получить экономическое заключение и в конце года объявить конкурс.

Также Ж. Касымбек доложил о внедрении и адаптации информационной системы безбумажного документооборота в области грузовых авиаперевозок — e-Freight.

«Данный ГЧП-проект был инициирован в декабре 2016 г. 14 июня 2018 г. был подписан договор ГЧП с частным партнером. Внедрение информационной системы запланировано на декабрь. Это позволит сократить время обработки груза с одного дня до одного часа», — проинформировал министр Ж. Касымбек.

Касательно реализации проектов ГЧП в сфере ЖКХ министром по инвестициям и развитию отмечено, что в рамках исполнения Послания Главы государства Министерством ведется мониторинг реализации 11 местных проектов ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве.

«На сегодня заключены договоры с частными инвесторами по 6 проектам в Атырауской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской областях и городе Алматы. Вместе с тем, наиболее перспективным, на наш взгляд, является концессионный проект "Строительство опреснительного завода" в Мангистауской области, стоимостью порядка 50 млрд тг. Реализация данного проекта позволит снизить дефицит питьевой воды в регионе на 71,4%», — сообщил Ж. Касымбек.

В сфере энергосбережения реализуется проект «Модернизация и эксплуатация системы освещения здания административно-технологического комплекса «Транспорт Тауэр». Это первый республиканский проект в области энергосбережения, реализуемый по принципу ГЧП с использованием механизма энергосервисных договоров. Также совместно с регионами реализуются три проекта в области энергосбережения на общую сумму 9,7 млрд тг.

О развитии государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения доложил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов. Перечень проектов ГЧП в здравоохранении в настоящее время включает 261 проекта, в том числе три республиканского и 258 местного значения. По 68 заключены договоры, 193 — находятся на стадии подготовки.

«Проекты предусматривают строительство и эксплуатацию врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских и медицинских пунктов, поликлиник, стационаров, оснащение медицинской техникой и другие», — отметил Е. Биртанов.

На сегодняшний день в Казахстане реализуются три проекта ГЧП по созданию университетских больниц. По университетской больнице в Алматы получено положительное экономическое заключение на концессионное предложение, ведется разработка конкурсной документации. По университетской больнице в г. Караганда ведется разработка документации совместно с Азиатским Банком Развития. По проекту создания объединенной больницы на 1265 коек при КазНМУ получено экономическое заключение Министерства национальной экономики на инвестиционное предложение.

По проектам местного значения отмечается рост активности отдельных регионов. Так, из 68 заключенных договоров ГЧП 34 — приходится на текущий год. На стадии подготовки находятся 190 местных проектов, из них на стадии конкурса — 64. За 2016–2018 гг. наблюдается положительная динамика заключения договоров ГЧП в регионах. До конца 2018 г. планируется заключить еще семь контрактов ГЧП. Из 67 заключенных контрактов введены в эксплуатацию 44 объекта ГЧП. В том числе установлены магнитно-резонансные и компьютерные томографы, открыты 11 врачебных амбулаторий, 8 лабораторий, по 6 гемодиализных и офтальмологических центров, по 3 городских поликлиник и реабилитационных центров и одна станция скорой помощи, а также созданы 1003 рабочих мест.

Для реализации проектов ГЧП в рамках государственных программ («программное ГЧП») внесены необходимые поправки в Государственную программу развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016–2019 гг. Подходы по развитию сети первичной медико-санитарной помощи одобрены на заседании Правительства РК, строительство (создание) амбулаторно-поликлинических объектов будет реализовано в том числе в рамках «программного ГЧП».

Оснащение организаций здравоохранения медицинским оборудованием в рамках «программного ГЧП» прорабатывается в рамках Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями в РК на 2018–2022 гг.

В текущем году будет продолжена работа по внедрению системы планирования инвестиций на основе региональных перспективных планов.

«В целом, реализация мероприятий по развитию инфраструктуры здравоохранения должна позволить планомерное осуществление 1,3 трлн тг инвестиций на развитие порядка 2000 объектов амбулаторно-поликлинических организаций и 427 объектов больничных организаций. Вкупе с мерами по развитию конкуренции, совершенствованию тарифной политики, цифровизации, результатами внедрения механизмов ГЧП станут современная эффективная инфраструктура организаций здравоохранения в условиях внедрения ОСМС», — сказал Е. Биртанов.

Председатель правления НПП «Атамекен» А. Мырзахметов в своем докладе отметил, что за 2,5 года количество проектов ГЧП увеличилось в 20 раз.

«В 2016 г., когда был принят закон, было три проекта. Сейчас количество реализованных проектов и запланированных увеличилось в 20 раз. В том числе 60% – в образовании, 20% – здравоохранении. Это очень хорошие показатели», — сказал А. Мырзахметов.

Кроме того, председатель правления НПП «Атамекен» рассказал о проведении мониторинга проектов государственно-частного партнерства. МНЭ РК совместно с НПП «Атамекен» создан Совет по проведению мониторинга сферы ГЧП, в который вошли депутаты, руководители ассоциаций, общественные деятели. Совет проводит анализ ГЧП-проектов с разных сторон.

О ходе реализации проектов ГЧП в регионах доложили акимы Жамбылской области А. Мырзахметов, Атырауской — Н. Ногаев, Северо-Казахстанской — К. Аксакалов, г. Астана — Б. Султанов.

Заместитель Премьер-Министра Е. Досаев отметил положительную динамику в развитии государственно-частного партнерства и сообщил, что дальнейшая работа будет выстроена с акцентом на развитие ГЧП в отстающих регионах. Отмечено, что все условия для этого созданы, также будут учтены предложения Министерства национальной экономики. Кроме того, особое внимание будет уделено развитию ГЧП-проектов в сферах транспорта, развития инфраструктуры.

Подводя итоги рассмотрения вопроса, Премьер-Министр РК Б. Сагинтаев поручил акимам областей акцентировать внимание на качестве реализации ГЧП проектов. Министерству национальной экономики поручено контролировать вопросы лимита. Центральные государственные и местные исполнительные органы должны рассматривать проекты ГЧП сквозь призму целесообразности и качества, исходя из выделенных лимитов, в том числе по капиталоемким направлениям.

www.primeminister.kz

Сегодня в ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева рассмотрен вопрос цифровизации транспорта и логистики.

Как доложил министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек, в настоящее время введена в тестовую эксплуатацию Система взимания платы на 3-х участках: Алматы – Капчагай, Алматы – Хоргос и Астана – Темиртау.

«В январе 2019 года будет объявлен конкурс на установку системы платы на участках Шымкент – Актобе – Мартук, Шымкент – Тараз – Кайнар и Астана – Павлодар. В целом в 2020 году 17 участков протяженностью порядка 6,5 тыс. км будет охвачено системой взимания платы», — сказал Ж. Касымбек.

Также на участке Астана – Щучинск запущена система для безостановочного проезда с использованием RFID меток, реализован сервис безналичного способа оплаты PayWay.kz, интернет-банкинг, QIWI – кошелек. Данный участок оснащен датчиками погоды и информационными табло для информирования водителей о погодных условиях, скоростном режиме и т.д.

Вместе с тем, для цифровизации придорожного сервиса запущено мобильное приложение «KazWay» и внесены данные в электронную карту «Transpark» Международного Союза автомобильного транспорта IRU, содержащие актуальные сведения по всем объектам дорожного сервиса. Также продолжается работа по наполнению данными Системы управления дорожными активами о состоянии автомобильных дорог полученных посредством 16 дорожных лаборатории.

«В декабре планируем завершить аттестацию на информационную безопасность. В целом система позволит сэкономить расходы на ремонте автодорог, и к 2025 году ожидаем экономический эффект в размере 110 млрд тг», — сообщил министр по инвестициям и развитию.

Кроме того, для автоматизации транспортного контроля продолжается внедрение Специальных автоматизированных измерительных средств, которые позволят снизить количество нарушений допустимых весовых параметров и положительно отразится на обеспечении сохранности автомобильных дорог. На сегодняшний день функционируют 8 таких измерительных средств.

«С начала года выявлено свыше 700 нарушений и взыскано порядка 85 млн тенге в виде сборов и штрафов. До конца текущего года планируется запуск еще 12 систем. К 2020 году планируется довести их общее количество до 46 единиц. Таким образом автоматизация процедур взвешивания транспортных средств позволит исключить человеческий фактор при осуществлении транспортного контроля», — сообщил Ж. Касымбек. При этом, для полной автоматизации транспортного контроля с июля следующего года выдача специального разрешения на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств будет осуществляться в автоматизированном режиме за 15 минут вместо 3–7 дней.

В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пилотном режиме запущена Система диспетчеризации межобластных и международных пассажирских перевозок. До конца 2019 года система будет введена в эксплуатацию и подключены свыше 2 тыс. автобусов, задействованных на межобластных и международных перевозках пассажиров по 416 маршрутам.

В рамках «Smart City» в сфере транспорта в городах областного и республиканского значения реализуются системы электронной оплаты проезда и мониторинг общественного транспорта. Сегодня эти системы полностью функционируют в городах Астаны и Алматы. По остальным городам утверждены соответствующие дорожные карты со сроками реализации с 2018 по 2021 годы.

В сфере авиаперевозок 14 июня т.г. с частным инвестором подписан Договор ГЧП на внедрение информационной системы безбумажного документооборота «E-freight», что позволит сократить время обработки груза, оптимизировать расходы и заменить предоставление 20 документов в бумажном виде на электронные. В декабре т.г. система будет запущена.

В отрасли железнодорожного транспорта АО «Қазақстан темір жолы» принята программа «Цифровая железная дорога» 2018–2022 годы. В рамках Программы планируется реализовать порядка 21 проекта по основным 4 направлениям.

Председатель правления АО «НК «Казакстан темир жолы» К. Алпысбаев, в свою очередь, доложил, что цифровизация охватывает все ключевые направления компании: железнодорожную инфраструктуру, грузовые, мультимодальные и пассажирские перевозки.

В рамках развития железнодорожной инфраструктуры компания ставит задачу перейти к обслуживанию и ремонту по фактическому состоянию инфраструктуры. Реализация проекта «Автоматизированная система управления «Магистраль», входящая в государственную программу «Цифровой Казахстан», осуществляется в соответствии с утвержденным планом.

«Проект предусматривает использование шести мобильно-диагностических комплекса, три из которых начнут работать в декабре 2018 года. В полном объеме система начнет функционировать в середине 2019 года. В результате внедрения проекта диагностика всей магистральной сети будет осуществляться за 15 дней вместо 180 дней, будет оптимизировано 240 единиц дефектоскопов, в 2 раза снизятся расходы на локомотивную тягу и содержание вагонной части», — проинформировал С. Алпыспаев.

По его словам, в сфере грузовых перевозок в целях повышения клиентоориентированности ставятся актуальные задачи по электронному обмену. В промышленном режиме к системе подключены все 456 грузовых станций. Внедрение системы позволило сократить время на подачу перевозки во внутриреспубликанском сообщении с 11 часов до 5 минут, в экспортном сообщении с 35 часов до 1 часа. На сегодня осуществляется электронный обмен с Россией, Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном.

Цифровизация системы мультимодальных перевозок направлена на решение прироста транзитных контейнерных перевозок. В целях снижения времени обработки заказов и оптимального управления цепочки поставок реализован первый этап проекта.

«В сфере пассажирских перевозок акцент сделан на клиентоориентированности услуг. В рамках технологии электронного билетирования пассажирам предоставлена возможность покупки билетов через веб-сайты. За 9 месяцев текущего года было оформлено более 17 млн билетов, в том числе более 11 млн электронных билетов», — добавил К. Алпысбаев.

www.primeminister.kz

22 октября 2018 года Первый Заместитель Премьер-Министра РК Аскар Мамин принял участие и выступил на пленарном заседании международного форума «Евразийская неделя»: «Реальный сектор экономики ЕАЭС: наращивание потенциала в условиях интеграции» в г. Ереван.

С приветственным словом к участникам Форума обратился Премьер-Министр Армении Николо Пашинян. Он подчеркнул значимость Форума «Евразийская неделя» и выразил надежду на эффективные действенные дискуссии, что будет способствовать укреплению сотрудничества в рамках ЕАЭС.

В работе Форума приняли участие около 2000 участников и более 150 спикеров, в числе которых Первый заместитель Председателя правительства РФ Антон Силуанов, заместитель Премьер-Министра Республики Беларусь Игорь Петришенко, Вице-Премьер Кыргызской Республики Жениш Разаков, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, министры правительств, руководители госкорпораций и представители бизнеса государств-членов ЕАЭС.

Первый Заместитель Премьер-Министра РК А. Мамин в своем выступлении подчеркнул, что перед государствами-членами ЕАЭС стоит серьезная задача — ослабление последствий предстоящего цикличного замедления мировой экономики.

В то же время, отметил А. Мамин, благодаря согласованной политике стран ЕАЭС существуют механизмы, позволяющие противостоять негативным трендам.

«Реализация направлений по развитию общего экономического пространства, созданию беспрепятственного доступа на рынки стран ЕАЭС позволили создать условия для наращивания объемов торговли между странами вне зависимости от внешних факторов. В рейтинге "Doing Business 2018" ЕАЭС занимает 35-е место из 190 – рост на 5 позиций, по сравнению с 2017 г.», — отметил А. Мамин.

Объем взаимного товарооборота ЕАЭС за январь – июль 2018 года составил $34,1 млрд, увеличившись на 13,8% к аналогичному периоду прошлого года. Объем внешней торговли членов ЕАЭС за январь – июль 2018 года составил $419,6 млрд, увеличившись на 22,7% к аналогичному периоду 2017 года.

Для улучшения условий ведения бизнеса на внутреннем рынке ЕАЭС ликвидировано 15 барьеров в различных отраслях, что позволило бизнесменам избежать значительных финансовых издержек.

Аскар Мамин подчеркнул, что для обеспечения устойчивых темпов экономического роста в рамках ЕАЭС необходимо вести согласованную экономическую политику, направленную на укрепление конкурентоспособности производственного сектора. Одним из главных направлений этой работы должно стать формирование общих производственных процессов, направленных на интеграцию конкурентных преимуществ всех членов ЕАЭС и снижение себестоимости на протяжении всей цепи добавленной стоимости.

«Сформирован план по развитию 130 совместных кооперационных проектов по таким направлениям, как космос, медицина, добыча природных ресурсов, экология, сельское хозяйство», — сказал А. Мамин.

Первый заместитель Премьер-Министра РК также отметил, что основным вопросом дальнейшего развития производственного потенциала является цифровизация. Он подчеркнул, что «существует высокая потребность гармонизации цифровизации между странами ЕАЭС, в том числе в связи с высокой чувствительностью процесса к отставаниям по отдельным отраслям, либо регионам».

Первый Вице-Премьер РК выразил уверенность, что форум «Евразийская неделя» станет важным инструментом развития экономики, инвестиционного и экспортного потенциала стран ЕАЭС, дальнейшего углубления интеграционных бизнес-процессов.

В рамках поездки в г. Ереван Аскар Мамин принял участие в презентации «Современная парадигма развития в рамках ЕАЭС», ознакомился с работой выставки товаров обрабатывающей отрасли стран участниц ЕАЭС, а также принял участие в заседании Совета Евразийской экономической комиссии.

www.primeminister.kz

Сегодня в ходе заседания Правительства РК по итогам рассмотрения вопроса привлечения инвестиций Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев дал ряд конкретных поручений по дальнейшему улучшению инвестиционного климата и увеличению объемов привлекаемых иностранных инвестиций в экономику страны.

За 9 месяцев т. г. достигнут рост по всем ключевым показателям привлечения инвестиций. Создаются новые предприятия и новые рабочие места. Инвесторам на всех уровнях оказываются меры государственной поддержки. Внедряются новые подходы по привлечению инвестиций. Вместе с тем, Премьер-Министр обратил внимание на ряд аспектов, требующих проведения дополнительной работы.

Первое. Для работы с инвесторами в регионах назначены специальные заместители акимов, в каждом регионе есть представители Kazakh Invest, центры обслуживания инвесторов и региональные инвестштабы. Таким образом, в регионах созданы все условия для эффективной работы по привлечению инвесторов. Акимам областей поручено усилить работу по координации и взаимодействии всех штабов.

Согласно данным Министерства по инвестициям и развитию, в 2005–2017 гг., в страну привлечено $264 млрд прямых иностранных инвестиций. Однако, объем инвестиций не отображает работы по привлечению частных средств. В целом, в Шымкенте отмечается рост инвестиций — 275%, при этом доля частных — только 65%. Такая же ситуация в Северо-Казахстанской, Актюбинской, Кызылординской областях и Астане. В этой связи, Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев обратил внимание акимов на необходимость увеличения объемов привлечения частных инвестиций. Для этого поручено создавать комфортные условия для частных предприятий, предпринимателей.

Кроме того, отмечено, что в загранпредставительствах данная работа также должна быть усилена и четко скоординирована. Основная работа посольств — вопросы привлечения инвестиций. Поручено провести анализ привлекаемых инвестиций всех посольств и KPI их работы: из какой страны, при помощи какого посольства сколько инвестиций было привлечено.

Второе. Проводимые в регионах инвестфорумы: по итогам каждого из них подписываются множество меморандумов и соглашений по ряду проектов. Бакытжан Сагинтаев поручил проанализировать и повысить качество реализации инвестпроектов по подписанным меморандумам. Успешная деятельность предприятий дает дополнительный прирост в экономику страны.

Третье. Иностранные инвесторы, работающие в Казахстане, пребывают в стране с членами семьи. Таким образом, зачастую возникают вопросы их регистрации, обеспечения детей дошкольными учреждениями, школами, предоставление медицинской помощи и иных услуг сервисного обслуживания. В этой связи, отмечена важность предложенного проекта по централизации обслуживания всех инвесторов на одном портале.

www.primeminister.kz

Сегодня в ходе заседания Правительства РК под председательством Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева рассмотрен вопрос привлечения инвестиций.

О проводимой работе по улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций в экономику Казахстана доложил министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек.

По данным МИР, сегодня Казахстан является лидером по привлечению прямых инвестиций в Центральной Азии, доля которой составляет порядка 70%. За 9 месяцев текущего года общий объем инвестиций в основной капитал вырос на 21,6% и составил 7,5 трлн тг.

Следует отметить, что наблюдается рост в горнодобывающей промышленности (на 41,4%), в строительстве (на 37,1%), в обрабатывающей промышленности (на 26,4%). На республиканском уровне наибольшая доля инвестиций приходится на такие регионы, как Атырауская область (35,8%), Астана (9,2%), Алматы (6,5%).

Как сообщил министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек доля частных средств в объеме инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2018 г. составила 73,1% (5,5 трлн тг). По итогам 1-го полугодия текущего года объем валового притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вырос на 15,4% и составил $12,3 млрд.

«Рост показывают такие отрасли, как горнодобывающая промышленность – $6,7 млрд, транспорт – $393,3 млн, торговля – 2 млрд тг, финансовая и страховая деятельность – $359,5 млн, информация и связь – $124,2 млн», — проинформировал министр по инвестициям и развитию Ж. Касымбек.

В целях исполнения поручений Главы Государства, в рамках Плана Нации «100 шагов», министерством ведется активная работа по привлечению транснациональных компаний. Сформирован перечень проектов ТНК из 34 проектов на сумму порядка $10,6 млрд. На стадии реализации находятся 12 проектов на сумму $1,4 млрд, из них в текущем году 8 проектов на сумму $1 млрд перешли в активную стадию реализации.

Вместе с тем, в настоящее время выстроена трехуровневая система по привлечению инвестиций: на внешнем уровне — Министерство иностранных дел, советники по инвестициям при загранучреждениях Казахстана, и представители Kazakh Invest, на центральном уровне — Министерство по инвестициям и развитию — Комитет по инвестициям министерства и АО «Kazakh Invest», на региональном уровне – местные исполнительные органы, региональные представители Kazakh Invest.

«Мы значительно изменили наше законодательство, упростили разрешительную систему, налогообложение, таможенный контроль, а также миграционно-визовый режим. Расширен список стран, граждане которых пребывают в Казахстане в безвизовом режиме – их количество составляет 62 страны, в данный перечень входят все страны ОЭСР. Также, в соответствии с рекомендациями ОЭСР проведена работа по совершенствованию судебной системы», — сказал Ж. Касымбек.

В настоящее время, инвестиционные споры с участием крупного инвестора рассматриваются по правилам суда первой инстанции в Верховном суде. Для их рассмотрения в Верховном суде создана специализированная судебная коллегия, которая одновременно является апелляционной инстанцией для суда города Астаны.

В целях оперативного решения проблемных вопросов, функционирует институт инвестиционного омбудсмена, где защищаются интересы инвесторов по спорным вопросам с госорганами.

На региональном уровне при акиматах действуют советы по улучшению инвестклимата, имеются специальные заместители акимов, управления индустриально-инновационного развития и инвестиций, социально-предпринимательские корпорации (СПК), региональные представители НК «Kazakh Invest» и центры обслуживания инвесторов.

Вместе с тем, Ж. Касымбек обратил внимание акиматов областей на ряд вопросов, требующих активизации работы. Это вопросы выделения земельных участков для инвестпроектов, подведения инженерной инфраструктуры, газоснабжения, наполняемости территорий специальных экономических зон, внедрения новых инструментов финансирования для поддержки реализации крупных прорывных проектов, а также качества работы инвестиционных порталов в регионах.

«Учитывая статистические показатели отдельных регионов, акиматам необходимо улучшить взаимодействие всех структур и повысить эффективность работы привлечения инвестиций в регионе», — сказал министр по инвестициям и развитию РК.

Министр иностранных дел К. Абдрахманов доложил, что в недавнем Послании народу Казахстана Глава государства поставил конкретные задачи, напрямую касающиеся «экономической дипломатии»: поддержка несырьевого экспорта, активная торговая политика, продвижение казахстанского бизнеса за рубежом, привлечение инвестиций, технологий и лучшего мирового опыта, развитие туризма.

«Елбасы особо подчеркнул, что “экспортно-ориентированная индустриализация должна стать центральным элементом экономической политики”. Здесь требуется тесная взаимная увязка инвестиционного и экспортного направления для получения синергетического эффекта», — сказал министр иностранных дел.

К. Абдрахманов напомнил, что с начала года состоялся целый ряд визитов на высшем уровне: в США, ОАЭ, КНР, Турцию и Финляндию. В марте президенты Таджикистана и Узбекистана посетили Астану. Недавно в Брюсселе состоялась встреча с «капитанами» европейского бизнеса.

«По итогам всех этих переговоров подписано порядка 135 документов на сумму более $30,6 млрд. МИД проводит постоянную работу по мониторингу реализации договоренностей, достигнутых в ходе визитов Главы государства за рубеж и визитов глав иностранных государств в Казахстан. Особое внимание уделяется договоренностям об инвестиционных проектах с транснациональными корпорациями», — сообщил министр иностранных дел.

По словам К. Абдрахманова, действенным инструментом развития двусторонних торгово-экономических и инвестиционных отношений могут являться Межправительственные комиссии и Деловые советы. Как отметил министр иностранных дел, важно в полной мере задействовать потенциал данных структур. Поэтому под председательством МИД создана Межведомственная комиссия, которая в ближайшее время проведет свое первое заседание. Также МИД продолжает оказывать содействие отечественным компаниям, заинтересованным в привлечении инвестиций и продвижении продукции на экспорт. Уделяется особое внимание малому и среднему бизнесу как важнейшему драйверу экономики.

«Примером может служить организованная в августе т.г. при содействии нашего Посольства торгово-экономическая миссия компаний из РК в Таджикистан. Подписано три соглашения на общую сумму $18,8 млн на поставку автобусов, мебели и автомобилей, произведенных в Казахстане. Нужно ориентировать наших предпринимателей о специфике экспортных рынков. Для этого, МИД совместно с НПП “Атамекен” рассмотрит целесообразность разработки т. н. “Путеводителя по зарубежным рынкам”, с указанием особенностей таможенных, налоговых и других процедур», — сказал К. Абдрахманов.

Министр иностранных дел также отметил активную работу по формированию благоприятной визовой политики. Безвизовый режим действует для стран ОЭСР/ЕС, а также Малайзии, Монако, ОАЭ и Сингапура. С 20 странами функционирует взаимный безвизовый режим. Наряду с этим, МИД совместно с заинтересованными органами ведется работа по совершенствованию визового режима для зарубежных сотрудников АО «МФЦА» и Международного технопарка ИТ-стартапов «Astana Hub».

Кроме того, министерством также уделяется внимание проработке аспектов на инвестиционном направлении внутри страны. Ключевым фактором этой деятельности выступает эффективное межведомственное взаимодействие. В этом контексте, МИД приняты Совместные планы мероприятий по усилению взаимодействия на инвестиционно-экспортном направлении с рядом министерств и квазигосударственных структур. Эта практика будет продолжена и с другими ведомствами и организациями.

В свою очередь председатель правления АО «НК «Kazakh Invest» С. Туякбаев доложил, что на сегодня по республике составлен перечень инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций, утверждена дорожная карта.

На сегодня перечень состоит из 188 проектов. В том числе, 49 проектов находятся на стадии строительно-монтажных работ, по 51 проекту разрабатывается документация, 74 проекта находятся на стадии проработки. Наибольшая часть проектов приходится на Алматинскую область (32 проекта). Также в первую пятерку входят Карагандинская область, Алматы, Актюбинская область и Астана. Кроме того, с начала года по 22 проектам были получены все необходимые разрешительные документы и начаты строительно-монтажные работы.

«По 47 инвестиционным проектам инвесторы приняли решение о реализации проектов и приступили к разработке документации. Среди них можно отметить голландскую Farm Frites, арабскую Phoenix Global, австралийскую Cedar Meats, бельгийскую Carmeuse Group, турецкую Yildirim Holding, французскую Total Eren», — сообщил С. Туякбаев.

Вместе с тем, председатель правления АО «НК «Kazakh Invest» доложил, что с начала года в регионах с участием акиматов активно были проведены встречи с представителями казахстанского бизнеса, собрано более 200-х предложений, из которых отобрано 66 проектов для подготовки инвестиционных предложений.

«На сегодня из запланированных проектов большая часть проектов подготовлена, на постоянной основе направляются в зарубежные посольства и представительства для работы с конкретными компаниями. Таким образом, с начала года привлечены 55 новых инвесторов. Из них 16 транснациональных компаний», — сказал С. Туякбаев.

Совместно с МИР РК проведен анализ сайтов акиматов. Предлагается в типовой версии создать на портале invest.gov.kz веб-сайты всех регионов по инвестициям, открывая для каждого специальные странички. В результате, по данным Kazakh Invest, это позволит инвесторам получать информацию касательно инвестиций во всех регионах через один единый инвестпортал вместо 17 имеющихся.

Кроме того, в целях оперативного решения проблемных вопросов инвесторов начал работу колл-центр по принципу «скорой помощи» инвесторам. С момента внедрения колл-центра по инвестиционной деятельности оказано 474 консультаций.

«В 2018 г. для решения сложных проблем от инвесторов поступило 40 обращений. Из них были полностью решены 19, по оставшимся 21 обращениям инвесторам даны промежуточные ответы, совместно с ответственными государственными органами проводится соответствующая работа», — подытожил председатель правления АО «Kazakh Invest».

О текущей ситуации в регионах и проводимой работе по привлечению инвестиций доложили акимы Западно-Казахстанской области А. Кульгинов, Карагандинской — Е. Кошанов и Шымкент — Г. Абдрахимов.

www.primeminister.kz

Министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК Бейбут Атамкулов провел переговоры с руководителями французской компании Airbus Defence and Space (Airbus D&S).

Участие во встрече, которая состоялась в стенах МОАП РК, приняли Хьюг Лапорт-Вейвада - генеральный секретарь «Airbus D&S», Жан-Ив Элорэ - директор по работе с совместными предприятиями космического подразделения «Airbus D&S», Ги Лимузан - менеджер по продажам спутников ДЗЗ, Владимир Терехов - глава «Airbus D&S» в России и Роман Блащишин - генеральный директор ТОО «Airbus Kazakhstan».

В ходе переговоров были обсуждены вопросы загрузки сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов и коммерциализации космических систем дистанционного зондирования Земли.

По итогам встречи стороны заверили друг друга в важности взаимовыгодного стратегического партнерства, рассмотрели перспективы по созданию космических систем различного назначения, а также возможности выхода на внешний рынок с совместными проектами, отмечает пресс-служба министерства.

Напомним, французская компания Airbus Defence and Space является стратегическим партнером АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары», находящегося в ведении Аэрокосмического комитета МОАП РК. Казахстанская и французская компании реализовали совместный проект по созданию первой казахстанской космической системы дистанционного зондирования Земли, сейчас завершают работы по созданию сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в Астане.

КАЗИНФОРМ

Архив

Нояб
2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти