Выстраивание эффективной экосистемы в торговле. В МТИ озвучили главные задачи на ближайшую перспективу

Привлечение инвестиций в развитие торговой инфраструктуры не менее 970 млрд тенге, обеспечение роста товарооборота, продвижение экспорта несырьевых товаров и услуг, снижение теневой торговли, усиление торгово-экономической интеграции и защиты прав потребителей — эти и другие направления развития сферы торговли и интеграции обозначены на расширенной коллегии профильного Министерства. 

В торговой отрасли задействовано 36% субъектов бизнеса, обеспечены рабочими местами 1,5 млн человек. По экономическому вкладу в ВВП торговля занимает второе место. Средняя заработная плата – 309 993 тенге. Объем инвестиций вырос на 23,6% в сравнении с 2022 годом и составил 853,2 млрд тенге. Внутренний товарооборот вырос на 20,3%, составив 61 трлн тенге. ИФО торговли поднялся на 5,7 пунктов по сравнению с 2022 годом. 

Как было отмечено, внешняя торговля за 2023 год обеспечила рост на 3,2% и достигла $139,8 млрд. Экспорт несырьевых товаров и услуг вырос на 1,1%. При этом номенклатура несырьевого экспорта увеличилась на 141 позицию и достигла на сегодняшний день 3375, география — расширена до 134 стран.

«Несмотря на это, перед нами стоят новые задачи, которые озвучил Глава государства на расширенном заседании Правительства. Поставлен ориентир – увеличение экономики к 2029 году до $450 млрд. Для этого ВВП должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. C учетом этого, необходимо увеличивать долю индекса физического объема валовой добавленной стоимости в оптовой и розничной торговле на 9% или на 1 трлн тенге ежегодно», — отметил в своем выступлении глава ведомства Арман Шаккалиев. 

Для эффективной реализации поставленных задач работа Министерства в текущем году будет сосредоточена на следующем:

Первое, привлечение инвестиций в развитие торговой инфраструктуры не менее 970 млрд тенге. Это и модернизация существующих рынков, и строительство новых современных форматов торговли (торговые центры, оптово-распределительные центры), а также инфраструктура для развития электронной торговли — бондовые склады, фулфилмент центры.

«Для этого нам необходимо уже в первом квартале завершить ревизию всех торговых объектов, их классификацию, разработать стандарты и утвердить нормативы обеспеченности торговыми площадями в разрезе регионов. Все это должно быть отражено в Цифровой карте торговых объектов, разработку и запуск которой также необходимо завершить в этом году. Доступ к этой информации повысит прозрачность и привлекательность отрасли для инвесторов, а также улучшит систему планирования», — сказал министр.

В настоящее время в Сенате Парламента находится законопроект по вопросам ведения бизнеса, в котором предусмотрено наделение Министерства компетенцией по оказанию мер государственной поддержки. 

Кроме того, в текущем году в рамках Дорожной карты бизнеса предусмотрено субсидирование процентной ставки для строительства, реконструкции и пополнения оборотных средств торговых объектов. Ввиду того, что сроки завершения модернизации рынков неоднократно переносились, необходимо установить меры административной ответственности для владельцев рынков, не завершивших модернизацию в установленные законодательством сроки. Все эти меры позволят своевременно завершить модернизацию рынков, увеличить долю современных форматов торговли и привлечь новые инвестиции в торговлю.

Второе, обеспечение роста товарооборота. 

В прошлом году Министерством совместно с USAID и ОЭСР проведены исследования по оценке делового климата и упрощению процедур торговли. Согласно данным, большую роль в товарообороте страны играет эффективность мер, регулирующих порядок торговли, которые ведут к снижению либо росту издержек, связанных с движением товаров, как внутри страны, так и выходом на международные рынки.

«Одним словом, необходимо повысить “скорость оборачиваемости средств в торговле”, убрать все “тромбы”, которые препятствуют движению товаров и увеличивают издержки бизнеса. Для увеличения товарооборота и снижения издержек совместно с Министерствами транспорта и финансов необходимо проработать вопросы сокращения барьеров, упрощения таможенных процедур, повышения эффективности логистики, межведомственной координации», — отметил А.Шаккалиев. 

Третье, защита прав потребителей, повышение безопасности и качества продукции.

Сокращение барьеров не означает открытие рынка для некачественной и небезопасной продукции. Важно обеспечить повышение безопасности и качества продукции, продвижение национальных стандартов и усиление контроля, как на границе, так и непосредственно при реализации. Необходимо переформатировать работу региональных штабов по техническому регулированию. Свою задачу по разъяснению требований технических регламентов на сегодняшний день они выполнили. 

«Сейчас их работу необходимо направить на непосредственную реализацию вопросов безопасности и качества продукции, наладить взаимодействие между соответствующими органами в регионах, вовлечь в эту работу Общественность в рамках социального проекта “Сапалы өнім”. Также необходимо завершить формирование Реестра товаров казахстанского происхождения. Соответствующая законопроектная работа уже ведется», — сообщил глава минторговли. 

Четвертое, продвижение экспорта несырьевых товаров и услуг.

Для развития инфраструктуры продвижения экспорта с применением финансовых и нефинансовых инструментов будут реализованы 5 шагов:

1. Сформированы институциональные основы развития и продвижения экспорта несырьевых товаров и услуг. По опыту передовых стран создано экспортно-кредитное агентство, которое будет оказывать полный спектр страховых и финансовых мер поддержки. На базе единого оператора QazTrade будет сконцентрирована сервисная поддержка экспортерам. 

В целях создания централизованного механизма координации и обеспечения взаимодействия организаций по осуществлению финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортерам на базе национального института развития по развитию и продвижению экспорта до 2026 года будет сформировано полноценное «единое окно» для экспортеров.

Формирование качественной инфраструктуры продвижения казахстанской продукции и зонтичного бренда «Made in KZ». Работа по формированию странового бренда на внешних рынках начнется с открытия торговых домов на ключевых рынках сбыта (КНР, ОАЭ), которые станут площадкой взаимодействия и торговли казахстанского бизнеса с иностранными партнерами. QazTrade в данной работе станет консолидатором по поставке товара «Made in KZ», что послужит решением вопроса «Know Your Client».

2. Регионализация 

Сегодня Китай вышел в лидеры торговых партнеров Казахстана, что отражает высокий торговый потенциал обеих стран. Почти половина товарооборота сконцентрирована с китайским Синьцзяном. С прошлого года активно прорабатываются экспортоориентированные проекты с провинциями Хубэй, Сычуань. Основным фокусом работы с КНР станет адресная работа с каждой из провинций по принципу регионализации.

3. Инвестиции в экспортоориентированные проекты

Вопросы привлечения инвестиций в развитие обрабатывающего сектора экономики, продвижение несырьевого экспорта должны решаться в оперативном порядке. Важно выработать комплекс мер, стимулирующих крупные сырьевые компании к освоению производства экспорта товаров высокой добавленной стоимости через применение политики «экспортной дисциплины». Для проактивного продвижения инициатив и обеспечения полноценности государственных гарантий для реализации экспортоориентированных проектов на территории РК, будет активизирована работа Межправительственных комиссий с приоритетными странами в области торговли и инвестиций с передачей со-председательства ответственному государственному органу. Пакет инвестиционных мер должен будет включать меры стимулирования экспорта товаров среднего и высокого передела по каждому проекту адресно.

4. Хабы 

В новых геополитических условиях взят курс на прагматичную торговую стратегию, основанную на развитии конкурентоспособной торгово-логистической инфраструктуры и расширении присутствия казахстанской продукции на перспективных рынках. Важным драйвером увеличения товарных потоков являются налаженные транспортно-логистические сервисы с соседями. Концепцией развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года предусмотрено создание и развитие 5 трансграничных хабов (Хоргосский узел, Каспийский узел, Евразия, МЦПК «Центральная Азия», ИТЛК), которые станут центрами притяжения инвесторов и позволят упростить логистические процедуры и увеличить рост несырьевого экспорта на 30% с соседними странами.

Повышенный спрос на отечественные товары и их бесперебойный сбыт будет стимулировать развитие услуг, имеющих высокую добавленную стоимость. Одним из драйверов экспортной выручки для экономики страны должен стать сектор услуг. В развитых странах доля торговли услугами составляет 27% от ВВП, тогда как в Казахстане – 11%. Необходимо максимизировать экономические выгоды для страны за счет раскрытия экспортного потенциала сервисной отрасли. Особое внимание следует уделить развитию экспорта медицинских, ИТ, нефтесервисных услуг, которые обладают высоким экспортным потенциалом. Будет активизирована работа по межведомственному и региональному сотрудничеству для разработки стратегии развития экспорта услуг на ближайшие 5 лет с необходимым набором инструментов.

Пятое, снижение теневой торговли до уровня 5,6% к ВВП 

Работа в этом направлении уже ведется. Эффективно внедряется система маркировки товаров. В пилотном режиме запущена Национальная система прослеживаемости товаров, которая будет «электронным зеркалом» движения СЗПТ. В целях исключения непродуктивных посредников и снижения спекулятивных настроений необходимо сформировать организованное оптовое звено посредством классификации субъектов оптовой торговли, а также оцифровки оптовых торговых потоков.

«В целом нам необходима оцифровка всех торговых объектов, потоков и балансов. Также необходимо активно развивать инструменты организованной торговли – биржевая и электронная торговля – их доля во внутреннем товарообороте к 2027 году должна увеличиться на 20% и 16%, соответственно. Данные меры не только снизят теневую торговлю, но и позволят управлять торговыми потоками и осуществлять эффективное товарное таргетирование СЗПТ. Все необходимые инструменты у Министерства имеются», — заверил глава ведомства.

Шестое, торгово-экономическая интеграция 

Важным направлением в развитии торговли является участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе. По инициативе Главы государства совместно со странами ЕАЭС подготовлен «Доклад о развитии евразийской экономической интеграции за 10 лет», в котором отражены основные итоги и достижения интеграционного объединения, а также выработаны конкретные рекомендации по дальнейшему интеграционному сотрудничеству.

С учетом этого документа 25 декабря 2023 г. в рамках Саммита глав государств-членов Союза утверждена Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». 

«Нужно отметить, что Декларация носит исключительно экономический характер, а также по инициативе Казахстана в качестве приоритетов взаимодействия в документ включены вопросы развития промышленной кооперации, транзитно-транспортного потенциала, а также вовлечение международных партнеров в проекты и соглашения в рамках ЕАЭС. В текущем году Министерство сосредоточит усилия на разработке соответствующего Плана по реализации Декларации. Сегодня мы живем в мире, где торговля является одним из ключевых факторов экономического роста и социального развития. Важна задача, которая стоит перед Министерством – это выстраивание эффективной экосистемы в торговле, которая объединит все инструменты и обеспечит их взаимодействие между собой. Необходимо создать благоприятную среду для развития торговли, используя современные подходы и технологии. С момента создания Министерства, не было единого, концептуального документа, определяющего все векторы развития торговой отрасли. В этой связи, нами разработана комплексная Дорожная карта по развитию торговой политики до 2027 года, где заложили вышеуказанные подходы, охватывающие целостное видение развития торговли на среднесрочную перспективу», — резюмировал министр.

Он заверил, что в ведомстве намерены активно работать в этом направлении, сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами и привлекать экспертное мнение и опыт для успешной реализации планов. В МТИ готовы к широкому и конструктивному диалогу с бизнесом, общественностью и Парламентом.

О текущей ситуации в сфере внутренней торговли и о трендах рассказала первый вице-министр МТИ Айжан Бижанова. По ее словам, стоит амбициозная задача к 2027 году — привлечь инвестиции в основной капитал в объеме 1,6 трлн тенге, то есть удвоить текущий объем привлекаемых инвестиций. В этом году должны привлечь 970 млрд тенге. И это потребует слаженной работы Министерства, местных исполнительных органов и субъектов бизнеса. 

«Одной из острых проблем в отрасли, решение которых существенно увеличит товарооборот, является снижение доли теневой экономики. Для этого нужно активно вовлекать потенциал цифровых инструментов. В этом направлении Министерством уже ведется работа. Так, мы приступили к реализации цифрового зеркала Национальной системы прослеживаемости товаров, которое позволит оцифровать движение СЗПТ от товаропроизводителя до конечного потребителя. Для успешной ее реализации нам необходимо предусмотреть обязательное применение Национального каталога товаров, который поможет идентифицировать социально-значимый товар и отследить его движение по всей цепочке», — отметила спикер. 

В итоге будет обеспечена прозрачная прослеживаемость товара, выявлены непродуктивные посредники, определены реальные барьеры. Что позволит целенаправленно бороться с инфляцией и эффективно использовать механизмы стабилизации цен.

Кроме того, для обеления оборота товаров, обеспечения безопасности и защиты здоровья граждан, повышения качества продукции Министерством реализуется проект маркировки товаров. Данный инструмент зарекомендовал себя как эффективный в борьбе с контрафактом, и полностью поддерживается добросовестным бизнесом. Другое важное направление работы – это формирование прозрачного ценообразования.

«Преимуществами современной биржевой торговли выступает не только формирование справедливой цены, но и оцифровка товарного рынка и выведение его из тени. Ярким примером прогресса и эффективной политики развития биржевых торгов сегодня выступают США, Великобритания и Китай, товарные биржи которых являются катализатором мировой торговли и экономики. Именно на базе их индикаторов формируется налоговая, таможенная и бюджетная системы. Серьезная работа в этом плане проводится в России и Узбекистане, усиливающие роль национальных центров по формированию рыночного механизма прогнозирования цен на биржевые товары. К сожалению, ни Казахстан, ни страны Центрально-Азиатского региона сегодня не обладают комплексной системой индикаторов, характеризующейся своей прозрачностью и эффективностью. В результате при формировании макропоказателей и прогноза соц эконом развития используются международные индикаторы, которые не учитывают наши региональные особенности», — подчеркнула представитель ведомства.

В этой связи, казахстанская биржевая инфраструктура должна стать ключевой в Центрально-Азиатского регионе. Для этого требуется выстроить эффективную систему регулирования, мониторинга и контроля за национальным биржевым рынком. В итоге биржевая торговля должна выступить важным драйвером роста торговли, экономики и отечественного производства. Еще одной точкой роста транспарентной торговли становится электронная коммерция. В данном направлении будет продолжено создание комфортной экосистемы. Это развитие транспортно-логистической инфраструктуры, курьерских служб, безбумажной торговли и повышение цифровой грамотности населения. Уже сейчас по всей стране запущены курсы обучения электронной торговли, в том числе по продвижению казахстанского экспорта, приняты конкретные меры по развитию отечественных онлайн-магазинов и маркетплейсов. Расширится сеть таможенных (бондовых) складов электронной торговли с привлечением зарубежных крупных игроков. Для отечественных сельхозтоваропроизводителей будет создана простая и доступная платформа по реализации своей продукции. 

Еще один важный блок работы Министерства — это упрощение входа отечественных товаропроизводителей в торговые сети. 

«Нами внесены соответствующие изменения в отраслевые правила, принят совместный приказ по мерам господдержки, предусматривающий взаимные обязательства по повышению доступа отечественной продукции населению. В целях насыщения внутреннего рынка местной сельхозпродукцией с 1 июля этого года вступают в силу поправки, которые предусматривают встречные обязательства для получателей субсидий по реализации произведенных товаров на внутреннем рынке по доступным ценам», — рассказала Айжан Бижанова. 

По ее словам, Министерством проводится большая работа, но все еще существуют вызовы, на которые должны ответить. Поэтому стоят три главных вопроса.

Первый – что продавать? Необходимо правильно определить текущую потребность в товарах. Важно сформировать торговый баланс по всем ключевым видам продукции. Совместно с заинтересованными госорганами и бизнесом будет проведен анализ обеспеченности продукцией с учетом внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта. С одной стороны, это позволит держать на контроле вопрос насыщения внутреннего рынка. С другой – бизнес получит четкий сигнал для своего производства — сколько производить, в каком объеме, с каким уровнем качества. 

Второй вопрос — как продавать и где продавать? Для этого нужны четкие правила «игры». В этом направлении Министерством будет проведена ревизия торгового законодательства и подзаконных актов. Для обеспечения комфортной торговли будет усилена работа по совершенствованию торговой инфраструктуры. Кроме того, приступили к формированию цифровой карты торговых объектов в разрезе регионов, доступ к которой планируют в этом году предоставить торговым структурам для обновления статуса и поиска контрпартнеров.

И третий вопрос — куда продавать? Министерством прорабатываются меры по диверсификации торгово-экономических маршрутов, вырабатываются новые логистические решения, изучаются вопросы увеличения поставок товаров высоких переделов.

Более подробно про это направление рассказал вице-министр Кайрат Торебаев. По его словам, стоит задача по увеличению несырьевого экспорта товаров и услуг, расширению географии и его диверсификации. Целевой индикатор по несырьевому экспорту товаров по итогам 2023 года достигнут на уровне $35,1 млрд, с перевыполнением на 2%. В экспорте обработанных товаров расширилась экспортная корзина, которая составила почти 5,9 тыс. товарных позиций, среди них начались поставки новых товаров (стекло, никелевые сплавы, электрические локомотивы и проводники).

«Вырос экспорт в страны Юго-Восточной Азии, среди которых Китай стал основным торговым партнером Казахстана. Благодаря совместной работе с Министерствами сельского хозяйства, иностранных дел возобновлены поставки рыбы и рыбной продукции на рынки стран ЕС. Министерством торговли и интеграции в соответствии с Законом о промышленной политике определены операторы развития и продвижения экспорта. По опыту передовых стран экспортеры казахстанских товаров и услуг через созданное Экспортно-кредитное агентство могут получить полный спектр страховых и финансовых мер поддержки на всех этапах экспортного цикла», — сообщил спикер.

На базе единого оператора QazTrade сконцентрирована сервисная поддержка экспортерам товаров и поставщикам услуг. Сформирована база из 760 экспортеров товаров и поставщиков услуг. Ежегодно количество бенефициаров мер поддержки растет. Так, только сервисные меры ежегодно получают более 450 компаний, финансовые – 80 экспортеров. Более 80% из этих компаний – МСБ. 65% от общего числа бенефициаров – экспортеры пищевой отрасли, 13,2% – машиностроительной, 6,7% – химической.

На сегодняшний день экспорт казахстанской продукции покрывает 133 страны, в том числе небольшие партии экспорта зафиксированы в новых странах Гибралтара, Камбодже, Бангладеше и др. Результатом комплексной работы по продвижению казахстанских товаров через инструменты сервисной поддержки (10 торговых миссий, 2 крупные выставки в Китае, акселерационная программа) стали контракты на сумму порядка $953 млн. Сумма экспортной поддержки Экспортно-кредитного агентства за прошлый составила 325 млрд тенге. 89 компаний получили почти 20 млрд тенге предэкспортного и экспортно-торгового финансирования.

«Помимо вышеперечисленных мер и инструментов по продвижению экспорта, Министерство координирует деятельность по развитию межправительственного диалога с иностранными государствами для продвижения торгово-экономического сотрудничества и защиты интересов казахстанского бизнеса. Мы являемся рабочим органом 31 Межправительственной комиссии и рабочих групп на различных уровнях с 20 иностранными государствами, а также 4 Форумов межрегионального сотрудничества с основными торговыми партнерами Казахстана: Китаем, Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном. В 2023 году по линии Министерства проведено свыше 40 международных мероприятий, на площадке которых обеспечено подписание порядка 60 двусторонних документов, из них коммерческих контрактов на сумму более $713 млн», — рассказал спикер.

За счет инструментов финансовой поддержки экспортеров ЭКА ежегодно увеличивается объем несырьевого экспорта. Так, по итогам 2022-2023 годов сумма экспортных контрактов увеличилась на 43%. Если рассматривать географию экспортных контрактов, то основными рынками сбыта Казахстана являются Россия, страны Центральной Азии, Китай и Афганистан. При этом по итогам 2023 года наблюдается рост экспорта в такие страны как ОАЭ, Германия, Польша, США и Чехия. 

«Важным драйвером увеличения товарных потоков являются налаженные транспортно-логистические сервисы с нашими соседями. Концепцией развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года предусмотрено создание и развитие 5 трансграничных хабов, которые станут центрами притяжения инвесторов и позволят ускорить рост несырьевого экспорта на 30% с соседними странами и создать торговую инфраструктуру на границе», — подчеркнул представитель ведомства. 

1. Хоргосский узел даст импульс развитию торгово-экономического сотрудничества на границе Казахстана и Китая. Акиматом Жетісу разработана концепция интеграции инфраструктурных объектов на границе КНР.

2. Каспийский узел позволит сформировать контейнерный парк и предоставлять качественный сервис по их обработке. Запущен операционный процесс по перевалке грузов на ММТ «Саржа».

3. Центр трансграничной торговли «Евразия» будет интересен в качестве точки для хранения и дистрибуции товаров, а в дальнейшем локализации иностранных производств. Прорабатывается создание авиакарго.

4. Индустриальный торгово-логистический комплекс позволит сократить количество участников в цепи поставок, снизить стоимость продукта для конечного потребителя и увеличить скорость поставок. В июне 2023 года подписано межправительственное соглашение по созданию ИТЛК. Проходит внутригосударственные процедуры в Мажилисе. 

5. Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» станет крупнейшим в регионе центром консолидации, обработки и дистрибуции грузопотоков, а также производственной кооперации в рамках коридора «Север – Юг». В ноябре прошлого года подписано межправительственное соглашение о регулировании деятельности МЦПК «Центральная Азия», которое в ближайшее время будет внесено в Мажилис.

Завершение в текущем году внутригосударственных процедур для вступления соглашений в силу позволит приступить к этапу строительства этих хабов. Необходимо максимизировать экономические выгоды для страны за счет раскрытия экспортного потенциала сервисной отрасли. 

«Нами проводится паспортизация поставщиков услуг Казахстана и составлен реестр из более чем 300 сервисных компаний. Преимущество данной отрасли заключается в том, чтобы наша услуга была экспортирована, ей не обязательно пересекать границу для страны, которая не имеет выхода к морю. Это экспорт медицинских, туристических, образовательных и других видов услуг. ИТ – уникально могут оказываться в/за пределами Казахстана», — отметил Торебаев. 

Для развития и продвижения экспорта услуг будут консолидированы усилия по выработке мер стимулирования программ развития секторов услуг. Совместно с заинтересованными государственными органами будут проработаны вопросы по модернизации статистики торговли услугами по примеру стран ОЭСР, а также факторы, влияющие на потенциал по данному вопросу. В среднесрочной перспективе Министерством в области развития и продвижения несырьевого экспорта и услуг выработаны принципы и подходы скоординированной работы по продвижению товаров и услуг на внешние рынки. 

Первое, приоритизация рынков сбыта и расширение экспортной корзины

На сегодняшний день основными рынками сбыта Казахстана остаются Китай, Россия и страны Центральной Азии. Одновременно ведется работа по расширению географии экспорта и наращиванию поставок в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В первую очередь, это работа с Китаем по доведению взаимной торговли до $40 млрд. Основным фокусом работы с КНР станет адресная работа с каждой из провинций по принципу регионализации, сейчас активно прорабатываются экспортоориентированные проекты в области масложировой отрасли, зернопереработки с провинциями Хубэй, Сычуань. Усиление переговорной командной работы с МСХ в части расширения экспортных позиций, разрешенных к экспорту в КНР, будут проработаны вопросы запуска инфраструктуры качества на границе двух государств.

Второе, формирование инфраструктуры продвижения казахстанских товаров/услуг на внешних рынках

«Встает вопрос по усилению продвижения экспорта товаров и услуг на зарубежных рынках. Наш товар будет узнаваем только тогда, когда его будут видеть на международных выставках, торговых полках, его будут презентовать на бизнес-площадках. Инфраструктура продвижения товаров на внешних рынках практически не создана. В этой связи, Министерством выработан план экспансивного продвижения товаров и услуг на внешние рынки, предусматривающий участие казахстанских компаний в торговых миссиях на традиционных и новых рынках, международных выставках и мероприятиях», — сказал представитель ведомства. 

Работа по формированию странового бренда на внешних рынках начнется с открытия торговых домов на ключевых рынках сбыта (КНР, ОАЭ), которые станут площадкой взаимодействия и торговли казахстанского бизнеса с иностранными партнерами. 

Третье, оптимизация логистических затрат экспортеров

Объективные особенности казахстанского экспорта, как высокая чувствительность к транспортным расходам, срокам транспортировки и логистики, требуют расширения инструментов, предоставляемых Министерством. Возмещение затрат является востребованным и очень важным инструментом поддержки для экспортеров. Однако, есть моменты, требующие более детального уточнения и оптимизации. В первую очередь, будут приоритизировать рынки сбыта с учетом имеющегося спроса на продукцию. Вместе с тем, фокус на поддержку экспорта товаров более высокого передела и услуги. Будут предусмотрены новые виды затрат для поставщиков услуг, имеющих экспортный потенциал. И самый главный вопрос – оптимизация бизнес-процессов при рассмотрении заявок через цифровизацию.

Сегодня практически 90% государственных услуг физическое лицо может получить онлайн, это экономит его время и затраты. Такой подход необходимо применить и для бизнес-процессов при экспорте. Для создания централизованного механизма координации и обеспечения взаимодействия организаций, участвующих в предэкспортных, экспортных операциях, предоставлении финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортерам, будет сформировано полноценное физическое и цифровое «единое окно» для экспортеров, которое позволит снизить временные и финансовые издержки, увеличить количество новых экспортеров и будет способствовать достижению синергетического эффекта при предоставлении пакета мер поддержки.

Информационно-справочные материалы

#Инвестиции #Торговля #Экспорт

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться