По итогам 2020 года движение открыто на 2,6 тыс.км. автодорог — МИИР РК

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» — одна из ключевых драйверов национальной экономики. Это не только появление современных магистралей, но и рост ВВП страны, новые рабочие места, увеличение транзитных грузопотоков. При этом основной упор поставлен на строительстве современных и качественных автомагистралей. Об итогах реализации госпрограммы в 2020 году в обзорном материале.

В 2020 году в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» было охвачено строительством, реконструкцией и ремонтными работами 9,8 тыс.км автодорог республиканского и местного значения, в том числе: строительством и реконструкцией – 4 тыс.км, ремонтом – 1,8 тыс.км республиканской сети, а также ремонтом местной сети – 4 тыс.км.

По итогам года было открыто движение на 2,6 тыс.км. Также завершен ремонт на 1,1 тыс.км автодорог республиканского значения. 

В целях перевода автомобильных дорог на самосодержание был завершен монтаж системы взимания платы на 5,8 тыс.км.

Доля объектов придорожного сервиса, соответствующих национальному стандарту, увеличена до 58%. На дорогах местной сети охват дорожно-строительными работами составил 4 тыс.км, из которых завершено 2,7 тыс.км. В целом по итогам года доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии на дорогах республиканского и местного значения доведена до 89% и 75% соответственно.

В целях своевременной реализации автодорожных проектов, в связи с введением ограничений на межрегиональные передвижения в период пандемии, был обеспечен «зеленый коридор» для беспрепятственного доступа строительных материалов, а также 1 325 ед. спецтехники и 2 577 человек персонала на строительные объекты, в том числе расположенные в городах и иных населенных пунктах, находящихся на карантине.

В целом в 2020 году дорожно-строительные работы были проведены в соответствии с графиком производства работ.

Реализация железнодорожных проектов

С целью ликвидации узких мест на ключевых транзитных коридорах были пересмотрены сроки начала работ по модернизации ж\д участков «Достык-Мойынты» с 2023 года на 2021 год. 

Прорабатываются вопросы строительства вторых железнодорожных путей на участке «Арысь-Казалы», а также строительство новой железнодорожной линии «Дарбаза-Мактарал»  для обхода перегруженного Ташкентского узла и станции «Сарыагаш».

В рамках развития перевалочных мощностей начато строительство многофункционального терминала на станции «Достык» (с мощностью перевалки до 100 тыс. контейнеров в год с возможностью расширения до 450 тыс. контейнеров по мере увеличения грузопотока). Терминал начнет обрабатывать контейнерные поезда уже в апреле 2021 года.

Реализация данных проектов и инициатив позволит увеличить пропускную способность железнодорожных транзитных коридоров в 2 раза, сократить сроки транспортировки грузов в 1,5 раза, увеличить скорость движения транзитных контейнерных поездов с существующих 1050 км в сутки до 1300-1400 км в сутки.

Модернизация автомобильных коридоров

В 2020 году было открыто движение на 2,6 тыс. км автомобильных дорогах. Всего до 2025 года будут построены и реконструированы свыше 10 тыс. км и капитальным ремонтом обеспечены 11 тыс. км автомобильных дорог.

В целях улучшения скорости обработки грузопотоков ведется работа по модернизации пунктов пропуска на государственной границе, цифровизация процессов с целью устранения физических и нефизических барьеров, а также по приведению объектов дорожного сервиса в соответствие с Национальным стандартом.

По модернизации пунктов пропуска подготовлен детальный план, предусматривающий поэтапную модернизацию пунктов пропуска на Российской и Кыргызской границе – это зона ответственности МИИР. И на сегодня ведется работа по приему этих объектов на свой баланс от Пограничной службы КНБ.

В настоящее время проводится анализ по определению ключевых инфраструктурных проектов в целях повышения конкурентоспособности казахстанских транзитных коридоров, путем обеспечения дальнейшего развития транспортной инфраструктуры с ликвидацией «узких» мест, повышения скорости прохождения грузов и транзитного сервиса.

Содержание платных дорог

Президент К. Токаев поручил реконструировать и обеспечить сервисом все республиканские дороги до 2025 года. Ранее говорилось, что на «Нұрлы жол» направят около 5,5 трлн тг. 

До 2025 года все объекты придорожного сервиса, расположенные вдоль автодорог республиканского значения, протяженностью 24 тыс. км будут соответствовать требованиям международного стандарта.

Выделенные средства в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» будут направлены на строительство и реконструкцию автодорог, и не предусмотрены на объекты сервиса. Также с целью обеспечения пользователей дорог качественным сервисом, за счет средств частных инвесторов, привлеченных АО «НК «ҚазАвтоЖол», на участках автодорог устанавливаются новые объекты придорожного сервиса.

В настоящее время по республике функционируют 4 платных участка: «Нур-Султан-Щучинск», «Нур-Султан-Темиртау», «Алматы- Капшагай» и «Алматы-Хоргос».

В рамках реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы планируется внедрение платности на автодорогах республиканского значения протяженностью 11 тыс. км до 2025 года.

В 2020 году завершен монтаж контрольных арок (99 ед.) для устройства системы взимания платы на реконструированных участках протяженностью 5,8 тыс. км. (5 участков введены в тестовом режиме, оставшиеся 13 участков будут введены в тестовый режим с дальнейшим запуском в промышленную эксплуатацию во втором квартале 2021 года).

В целях установления ставок платы за проезд (тарифа), проведены общественные слушания в Актюбинской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях.

Также завершены работы по организации Центра мониторинга, Основного центра по работе с клиентами и Контакт центра.

Согласно Бюджетного законодательства средства на содержание платных участков из РБ не выделяются. Содержание платных участков осуществляется только за счет сборов платы за проезд. При этом затраты на капитальный и средний ремонт платных участков будут выделяться из РБ, в рамках соответствующей бюджетной программы.

Планируемые сборы за 10 лет – 532 млрд тг, из них:

- на содержание - 336 млрд тг, 

- выплаты Инвестору - 138,8 млрд тг (из них 25,7 млрд тг – инвестиции, 113,1 млрд тг – обслуживание СВП);

Оставшиеся средства в размере 57,2 млрд тг будут направлены на другие виды работ (капитальный и средний ремонт).

Иными словами, помимо уменьшения нагрузки на бюджет путем содержания участков автодорог только за счет сборов, планируется получение экономического эффекта в виде дополнительных поступлений в республиканский бюджет.

Сколько инвестиций привлечено в строительство дорог? 

Осуществляется создание современной высокотехнологичной объездной дороги «БАКАД» вокруг г. Алматы на пересечении международных коридоров «Западный Европа-Западный Китай», «Ташкент-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы-Хоргос» и «Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск», протяженностью 66 км. 

Основными целями проекта являются сокращение времени в пути и уменьшение загрязнения воздуха города Алматы. 

БАКАД является концессионным проектом, на реализацию которого турецко-корейским консорциумом были вложены инвестиции в размере $743 млн, с привлечением средств международных финансовых институтов, таких как  ЕБРР, ИБР и ЕАБР.

Срок концессии – 20 лет: 

- строительство – 2020-2024 гг, эксплуатация – 2025-2040 гг.

Вместе с тем, планируется реализация проекта «Обход города Сарыагаш», который предусматривает строительство автомобильной дороги протяженностью 102 км, I технической категории с 4-х полосным движением. В настоящее время ведутся подготовительные работы.

В рамках развития автодорожной отрасли в этом году строительством и реконструкцией будет охвачено 3,6 тыс. км. автодорог республиканского значения. Это проекты: 

Караганда-Балхаш-Бурылбайтал-Курты, 

Актобе-Атырау-Астрахань, 

Талдыкорган-Усть-Каменогорск, 

Калбатау-Майкапшагай, 

Кокшетау-Петропавловск-Курган, 

Узынагаш-Отар, Мерке-Бурылбайтал, 

Костанай-Денисовка, Ушарал-Достык. 

В текущем году содержанием будет охвачено 20,4 тыс. км автомобильных дорог международного и республиканского значения.

В рамках содержания будут проведены работы по круглогодичному содержанию автомобильных дорог, в том числе в зимний период, а также будут приняты необходимые меры по предупреждению и устранению паводковых угроз в весенний период.

Кроме того, с целью обеспечения безопасного проезда автотранспортных средств планируется выполнить ямочные работы, работы по разметке проезжей части и установке и замене дорожных знаков и т.д.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться