12 Июнь 2020, 19:00
На отчетной встрече министр финансов Ерулан Жамаубаев рассказал о проделанной работе в 2019 году и за 5 месяцев 2020 года.
Цели и задачи Министерства ориентированы на реализацию стратегических задач и поручений по устойчивому развитию экономики, повышению реального благосостояния казахстанцев и цифровизации.
Приоритетами Министерства являются увеличение собираемости налогов до 25% к ВВП в 2025 году, соблюдение долговых ограничений повышение эффективности бюджетных расходов и упрощение бюджетных процедур и др.
Оптимизация структуры
В соответствии с поручением Главы государства по сокращению проверяющих и неэффективных расходов, штатная численность Министерства финансов в 2019 году была оптимизирована на 1 815 единиц и составляет 17 978 единиц.
В рамках централизации государственных закупок реорганизован Комитет казначейства путем присоединения к нему Комитета по государственным закупкам.
Также в целях оптимизации подведомственных организаций «Компания по реабилитации и управлению активами» была реорганизована путем присоединения к Фонду проблемных кредитов, а Финансовая академия была передана в ведение Министерства образования и науки.
Наряду с этим, проводится работа по передаче ГУ «Байконырбаланс» в ведение уполномоченного органа соответствующей отрасли — Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности.
На сегодняшний день оптимальная структура Министерства состоит из центрального аппарата, пяти ведомств с территориальными подразделениями и четырех подведомственных организаций.
Исполнение доходов бюджета за 2019 год
В рамках обеспечения сбалансированности бюджета за 2019 год по всем уровням бюджета, планы по доходам перевыполнены.
Государственный бюджет — на 101,2%, республиканский бюджет — 100,6% и местные бюджеты — на 103%.
Доходы госбюджета составили 9,7 трлн тенге или на 119 млрд тенге больше запланированного.
При этом в республиканский бюджет поступило 7,1 трлн тенге, что на 43 млрд тенге больше плана и на 1 трлн 276 млрд тенге больше, чем в 2018 году.
Стоит отметить, что рост доходов республиканского бюджета обеспечен за счет:
Исполнение расходов бюджета за 2019 год
За 2019 год исполнение расходов республиканского бюджета составило 12 трлн 20 млрд тенге или 99,9%. Не исполнено 8,2 млрд тенге. Из них 2,9 млрд тенге — экономия. Стоит отметить, что не освоено — 5,3 млрд тенге.
Основные причины неосвоения: отсутствие заявок по бюджетным программам, несостоявшиеся конкурсы по госзакупкам, изменение условий договоров и отставание от графика работ.
Расходы местных бюджетов исполнены на 6 трлн 179 млрд тенге. В 2019 году регионам была оказана финансовая помощь в сумме 1 трлн 916 млрд тенге.
За счет этих средств финансировались госпрограммы «Нұрлы жол», «Еңбек», «Ауыл – ел бесігі», «Нұрлы жер», развитие агропромышленного комплекса и регионов.
Кроме того, средства были направлены на повышение заработной платы гражданским служащим, оказание государственной адресной социальной помощи и выравнивание уровня обеспеченности местных бюджетов.
Выделенные средства регионами освоены на 99,1%, что составляет 1 трлн 900 млрд тенге.
Долговая нагрузка на бюджет и государственный долг
По итогам 2019 года объем госдолга к ВВП составил 24% при лимите в 50%. На конец I квартала 2020 года — 25,5%.
Стоит отметить, что долговая нагрузка на бюджет за 2019 год составила 12,9% при лимите в 15%. По прогнозу в 2020 году этот показатель составит порядка 13,1% от доходов республиканского бюджета.
Таким образом, принимаются все необходимые меры для поддержания госдолга на безопасном уровне.
Национальный фонд
По итогам 2019 года средства Национального фонда составили порядка 27,5 трлн тенге или $65,5 млрд.
За прошлый год в Нацфонд поступило порядка 4,5 трлн тенге, из которых более 2,8 трлн тенге за счет поступлений прямых налогов от организаций нефтяного сектора.
Концепция «Открытый бюджет»
Одним из главных показателей подотчетности и открытости Правительства является реализация концепции «Открытый бюджет».
Цель его внедрения — предоставление возможности гражданам ознакомиться с бюджетным процессом и принять участие в обсуждении расходов бюджетных средств.
Начиная с прошлого года, Министерством также активно внедряется в стране концепция «Бюджет народного участия». В 2020 году на реализацию инициатив и пожеланий населения в столице выделено 600 млн тенге, в Алматы — 1,4 млрд тенге.
Один раз в 2 года проводится международная оценка по трем направлениям: прозрачность (открытость) бюджета, участие общественности и бюджетный надзор.
В рамках Концепции «Бюджета народного участия» нормативно урегулированы вопросы составления и представления гражданского бюджета и разработки проектов местных бюджетов.
В 2019 году проведен пилот в Сарыаркинском районе города Нур-Султан по 14 проектам на 100 млн тенге.
В текущем году предусмотрены пилоты в гг. Нур-Султан на сумму почти 600 млн тенге и Алматы на 1,4 млрд тенге.
Также проводится интеграция информационной системы госпланирования с порталом «Открытых бюджетов» и информационными системами частного сектора.
Государственные закупки
Автоматизирован весь процесс госзакупок. Объем госзакупок составил более 3,9 трлн тенге.
Наибольшая экономия в 361 млрд тенге зафиксирована в 2019 году при общей экономии порядка 1 трлн тенге за последние 3 года. Стоит отметить, что цифровизация Министерства финансов в сфере госзакупок за 5 лет уменьшила нарушения в 765 раз.
Ожидается запуск «Электронного магазина», который сократит закуп из одного источника и позволит приобретать товары на конкурентной основе за 1 день.
Будет создан Электронный депозитарий, который позволит автоматически рассчитывать опыт работы потенциальных поставщиков, исключая человеческий фактор и коррупционные риски.
Наряду с этим, планируется внедрить рейтингово-бальную систему в процессе госзакупок, при которой веб-портал будет автоматически присваивать поставщикам соответствующий рейтинг, учитывая ценовые и качественные критерии.
Система казначейского обслуживания
В системе казначейства обслуживается более 13 тыс. госучреждений и субъектов квазигоссектора.
Ежедневно проводятся порядка 350 тыс. транзакций, а в год обрабатывается более 11 млн финансовых документов.
Исполнен 98-ой шаг Плана нации по внедрению 4-го уровня бюджета. С 2018 по 2020 год подключено 2 350 сельских округов. Стоит отметить, что 4-ый уровень бюджета позволил:
Государственный аудит
Исполнен 93-й шаг Плана нации по внедрению новой системы аудита и оценки работы госаппарата.
Стоит отметить, что основной акцент поставлен на предупреждение нарушений через цифровизацию и интеграцию информационных систем.
Кроме того, поэтапное развитие сферы госаудита повысило финансовую дисциплину, снизив в 4 раза существенные нарушения. Применение СУР сократило плановые проверки в 6,5 раз.
Полная цифровизация госзакупок уменьшила нарушения в этой сфере в 765 раз, следствием чего стало их своевременное предупреждение камеральным контролем.
Автоматизация камерального контроля увеличила охват госзакупок в 6 раз и повысила грамотность организаторов госзакупок, сократив удельный вес нарушений в 10 раз.
Государственные активы и приватизация
Комплексным планом предусмотрена приватизация 863 организаций госсобственности и объектов квазигоссектора. На данный момент продано 503 объекта на 534,1 млрд тенге.
Кроме того, еще 298 объектов направлено на реорганизацию и ликвидацию, из них 220 уже реорганизованы и ликвидированы.
Исполнение Плана, включая проданные и направленные на реорганизацию или ликвидацию объекты, составляет 93%, а с учетом находящихся на торгах — 96,8%.
До завершения Комплексного плана осталось реализовать 62 объекта, из которых 34 уже на торгах.
Налогово-таможенное администрирование
Совершенствование налогового и таможенного администрирования направлены на клиентоориентированность.
В настоящее время постоянно совершенствуется система управления рисками, позволяющая точечно отбирать субъекты для налогового контроля.
Эти меры позволили сократить налоговые проверки почти на 30%. При этом, увеличена в 2 раза сумма выявленных нарушений, которая составила 344 млрд тенге.
Также выработаны новые методы дистанционного контроля.
В целях прозрачности госзакупок проводится подтверждение финансовой устойчивости ее участников, что дополнительно обеспечило более 1 млрд тенге налогов
Реализуется пилот по выявлению рисковых компаний и ограничению выписки электронных счетов-фактур на ранней стадии, где предотвращено неправомерное отнесение в зачет 30 млрд тенге НДС по схемам уклонения.
В результате обеспечен рост поступлений на 36% или 323 млрд тенге.
Также выросла эффективность таможенного СУР на этапе очистки товаров на 18% и таможенных досмотров на 26%, которые позволили выявить более 80 тыс. нарушений таможенного законодательства.
Экономические и финансовые правонарушения
В 2019 году штат Службы экономических расследований сокращен на 40%, что позволило увеличить зарплату, снизить коррупционные риски и привлечь высококвалифицированных специалистов.
В условиях сокращения штата, акцент осознанно смещен в сторону выявления значимых экономических преступлений. Стоит отметить, что ликвидировано 26 ОПГ.
Кроме того, практически все регионы страны очищены от игорных заведений, что положительно воспринято общественностью.
Наряду с этим, впервые в СНГ ликвидирован крупнейший наркотрафик героина весом свыше 1,1 тонны. На «черном» рынке его стоимость составляет порядка 350 млн долларов. Также на сегодня объем обналичивания денежных средств сокращен до 18%.
Государственные услуги
Министерством оказывается 50 госуслуг налогового-таможенного направления, госимущества, а также в сфере бухучета и аудита. На данный момент, автоматизированы 42 госуслуги или 84%.
Таким образом, исполнено поручение Главы государства по автоматизации госуслуг в 2019 году до 80%.
По итогам 2019 года оказано всего 23 млн госуслуг, из них:
В этом году в электронный формат будут переведены еще 5 госуслуг или доля будет доведена до 94%.
Цифровизация информационных систем
В Министерстве финансов имеются 35 информационных систем в т.ч. и интернет ресурсов.
Кроме того, реализуется ряд проектов по решению проблем разрозненности, отсутствия интеграции, а также замены морально устаревших систем.
Так, проекты, реализуемые в сфере таможенного администрирования «АСТАНА-1» и «Е-окно», заменят 5 информсистем.
Стоит отметить, что эти две системы с 1 января т. г. введены в промышленную эксплуатацию.
Также с 2019 года введен в эксплуатацию модернизированный функционал информационной системы госпланирования (ИСГП). К ней подключены 1 125 госучреждений и 4 тыс. пользователей.
В рамках развития ИСГП планируется реализовать интеграции с системами госорганов, такими как: «Е-қызмет», базой данных заключений на ПСД, системами Минтруда по выплате пенсий и пособий, системой электронных госзакупок по получению реальных средних цен на товары, а также с системами налогового и таможенного администрирования.
Это позволит настроить в системе форматно-логический контроль по реальной обоснованности бюджетных заявок, а неэффективные отклонять уже при подаче.
Таким образом, повысится экспертиза бюджетных заявок.
В настоящее время в целях прозрачности формирования республиканского бюджета реализуется интеграция с порталом «Открытые бюджеты» и механизм по согласованию проектов бюджетов с гражданским обществом.
Также Счетный комитет сможет провести анализ проекта бюджета в ИСГП и дать по нему заключение.
Реализация Проекта позволит оптимизировать временные и накладные расходы, связанные с планированием бюджета, а также обеспечить транспарентность бюджета.
Налоговое администрирование для физических лиц
Для налогового администрирования важна точность используемых сведений в базах данных различных госорганов.
Проведена большая работа по очистке баз данных государственных органов, что исключило проблему некорректного начисления налогов.
Стоит отметить, что совместно с госорганами обработано более 25 млн сведений и актуализировано свыше 3,6 млн ошибочных сведений.
В частности, по недвижимости актуализировано 2,6 млн ошибочных сведений. По транспортным средствам — 943 тысячи, по земельным участкам — 116 тысяч сведений.
Кроме того, запущен сервис предстоящих платежей, позволяющий гражданам узнать предстоящую сумму налога до срока его оплаты и оплатить по готовым реквизитам.
Также для упрощения уплаты налогов сервисы были интегрированы с мобильными приложениями банков второго уровня.
В результате интеграции с Каспи банком клиентам было направлено 1,2 млн уведомлений по налогам. Это позволило в 2019 году по сравнению с уровнем 2018 года увеличить объем налоговых платежей от населения в 2,5 раза.
Аналогичный сервис запущен и с Народным банком. В настоящее время проводится работа по интеграции с другими банками.
Внедрение электронного кошелька
С этого года запущено мобильное приложение «Е-Salyq – Azamat» (Налоговый кошелек), которое позволит оплачивать налоги без заполнения множества реквизитов, исключить некорректные платежи, производить онлайн пополнение, автозачет и автоуплату налогов в течении двух минут.
Для этого реализовано:
— упрощение авторизации по смс-паролю;
— упрощение оплаты налогов путем привязки карты Народного банка и перевода оплаты на Kaspi.kz;
— отображение истории платежей от всех сервисов;
— сокращение времени актуализации информации до 2-х минут;
— просмотр данных по объектам налогообложения;
— сервис оплаты ЕСП;
— проведение возврата с единых реквизитов Налогового кошелька;
— оплата налогов и соцплатежей в сервисе «Сведения о задолженности».
Также до первого квартала 2021 года планируется реализовать:
— сервис подачи заявки на возврат налогов из бюджета;
— механизм Налогового кошелька для юридических лиц, а именно оплата на единые реквизиты и автозачеты;
— расширение Налогового кошелька на платформах Еgov, Mgov и БВУ;
— сервис корректировки данных по объектам налогообложения.
Стоит отметить, что внедрение Налогового кошелька позволит повысить уровень безналичной оплаты налогов и обеспечить рост поступлений по налогу на имущество и земельному налогу.
Онлайн кассовый аппарат
С 1 января текущего года обеспечен повсеместный перевод предпринимателей на обязательное применение онлайн-ККМ, ранее этот процесс был поэтапным.
В настоящее время количество онлайн-ККМ составляет 710 тыс. или 97,5% от общего количества ККМ в стране.
Оставшиеся 2,5% или 18 тыс. применяют ККМ без функции передачи данных, так как осуществляют свою деятельность в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
Стимулирование применения онлайн-ККМ было через уменьшение ИПН на 50% от стоимости ККМ и проведение лотереи по выдаваемым чекам в 2019 году.
Также автоматизирована услуга постановки/снятия на учет онлайн-ККМ, а функции оператора фискальных данных переданы в конкурентную среду.
Кроме того, появился целый ряд мобильных онлайн-ККМ, что привело к удешевлению ККМ и даже появлению бесплатных мобильных приложений.
Цифровизация таможенного администрирования
В настоящее время внедрена информационная система «Единое окно» как единая точка доступа ко всем операциям по экспорту и импорту.
Также данный портал объединил более 13 информационных ресурсов для получения информации при совершении таможенных операций. Дополнительно предусмотрены интеграции с 11 информационными системами.
«Единое окно» позволяет в электронном виде получить все необходимые разрешительные документы и предварительную информацию, необходимую для ввоза/вывоза товаров (ставки, тарифы, сумма ТПиН, определение мер госконтроля применяемого в отношении товаров).
Стоит отметить, что благодаря принятым мерам, снижено время получения данных услуг с 30 до 5 дней и минимизированы коррупционные риски, повысилась прозрачность действий таможенных и других госорганов.
Также можно отметить автоматический выпуск в ИС «АСТАНА-1» за 1 минуту более 1,6 млн таможенных деклараций, что составляет 80% от всех деклараций.
При этом, за счет сокращения затрат на хранение товаров и брокерские услуги, экономия участников ВЭД составила более 150 млрд тенге.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться