28 Март 2020, 12:13
Машиностроение является неотъемлемой частью индустриализации экономики и важнейшей отраслью государства. Отрасль обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей, что во многом определяет материалоемкость экономики, производительность труда и экономическую безопасность страны. За годы реализации программы индустриализации объем производства в машиностроительной отрасли увеличился почти в 3 раза и превысил отметку в 1 трлн тг. Подробнее о развитии отрасли и перспективах дальнейшего роста читайте в обзорном материале Primeminister.kz.
Машиностроение и инновационная сложность экономики
В рамках новых технологических трендов, таких как Индустрия 4.0, вся промышленность, в частности машиностроение, направлена на увеличение эффективности и производительности, путем принятия высокотехнологичных решений по автоматизации и цифровизации производства.
Машиностроительная отрасль обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом, и тем самым увеличивает занятость населения за счет огромного комплексного эффекта для развития смежных отраслей. От уровня развитости отрасли машиностроения зависит и общий уровень инновационного развития общества и как следствие - качество жизни населения.
Одним из основных преимуществ развития отраслей машиностроения является мощный мультипликативный эффект. Мультипликативный эффект отражает степень влияния отдельной отрасли или сектора на рост экономики в целом посредством создания дополнительного спроса в других отраслях и секторах экономики, и, следовательно, рабочих мест. Развитие в отрасли машиностроения одного рабочего места стимулирует создание порядка 7-8 рабочих мест в смежных отраслях.
Так, производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств, которые относятся к отраслям машиностроения, имеет наибольший мультипликативный эффект на другие отрасли экономики.
Наращивание производственного потенциала машиностроения, способствующее ускорению всех этапов любого технологического процесса – одно из наиболее востребованных, на сегодняшний день стратегически значимых, направлений развития отечественной экономики. Процесс постоянного совершенствования машиностроения активизирует инновационное развитие.
Таким образом, машиностроение, являясь сложным диверсифицированным сегментом промышленности, благоприятно влияет и на остальные сферы экономики в целом, способствует росту конкурентоспособности и усложнению экономики, техническому прогрессу и общему росту качества жизни населения нашей страны.
ГПИИР и машиностроение
В Казахстане отрасли машиностроения являются основными направлениями в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. До этого, в рамках первого этапа индустриализации страны, машиностроение было определено одним из приоритетов по государственной поддержке и стимулированию роста. В этот момент существовала отраслевая программа развития на 2010-2014 годы.
При разработке второго этапа индустриализации страны различные отраслевые программы были объединены в рамках Единой государственной программы для преодоления фрагментации, тем самым в значительной степени переформулировав цели в индустриальной политике. Вторая пятилетка включила общесистемные меры индустриального развития в финансовом секторе, людских ресурсах, инфраструктуре, технологиях и инновациях, интернационализации, малом и среднем предпринимательстве, промышленном регулировании. Кроме того, были определены адресные меры поддержки, предполагающие поддержку в 14 секторах обрабатывающей промышленности. В связи с чем, развитие всей обрабатывающей промышленности было подведено под единую программу и условия, без разделения на индивидуальные отраслевые программы.
Сейчас Казахстан смотрит в сторону новых технологических решений и внедрения передового мирового опыта по развитию не только экономики, в целом, но и обрабатывающей промышленности, в частности.
C 2000 года объем производства машиностроения Казахстана увеличился в 24 раза. За 10-15 лет отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к производству конечных видов продукции: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, зерноуборочные комбайны, насосное оборудование, лифты и другая высокотехнологичная продукция. Появились новые виды продукции: локомотивы, трансформаторы, коммуникационное оборудование, оптические приборы, производство электронных деталей, производство электроосветительного оборудования и др.
На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств.
Так, за 2019 год объем производства машин и оборудования вырос на 20,9%. В отрасли машиностроения функционируют 2664 предприятия, занято более 64 тыс. работников. В 2019 году введено 7 новых проектов, создано 1080 рабочих мест.
В 2019 году рост составил 62,5%, произведено более 50 тыс. транспортных средств. В Казахстане действуют 51 предприятие по производству автомобилей и иных моторных транспортных средств.
Доля автомобильного производства в машиностроении за 9 лет выросла с 5% до 26%. В 2019 году выпущено 50 447 единиц.
В прошлом году экспортировано 2 629 ед. автомобильной техники на сумму 13,2 млрд тг.
Дорожная карта развития машиностроения
Дорожной картой предусмотрен комплексный пакет мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.
Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. Активно развивается производство в секторах электротехнического, сельскохозяйственного, железнодорожного, горнорудного и нефтегазового машиностроения.
По сути, все указанные подотрасли машиностроения являются приоритетными. В целом прогнозируется рост производства за счет открытия новых производств в электротехническом, сельскохозяйственном машиностроении, производства автокомпонентой базы в автопроме и др.
В стране активно развивается нефтегазовое, горно-рудное, сельскохозяйственное, электротехническое машиностроение.
Среди основных отечественных производителей электрооборудования можно выделить следующие:
В электротехническом машиностроении наблюдается наращивание объемов крупнейших игроков сектора, ТОО «Кайнар-АКБ» - более 50% продукции уходит на экспортные рынки. Министерством оказывается содействие в продвижении продукции на рынки Узбекистана, Российской Федерации, Объединенных Арабских Эмиратов, Республики Беларусь и др.
Какая работа проводилась в последние годы?
АО «Alageum Electric» в декабре 2018 года в рамках ГПИИР построило четвертый завод по производству трансформаторов в Казахстане в г. Шымкент (ТОО «Аsia Trafo»), ранее было налажено производство в г. Уральск (ТОО «Уральский трансформаторный завод»), в г. Актау (ТОО «Актауский трансформаторный завод», в г. Кентау ТОО «Кентауский трансформаторный завод»).
По поручению Премьер-Министра РК А. Мамина совместно с Министерством энергетики в 2019 году был проведен анализ номенклатуры закупаемой продукции нефтегазового машиностроения на месторождениях Карачаганак, Кашаган, Тенгиз. Разработан и утвержден совместный план мероприятий. В рамках данного плана ведется работа по заключению долгосрочных договоров предприятий нефтегазового машиностроения с операторами нефтегазового сектора.
Предприятия горнорудного машиностроения также проводят работу по заключению долгосрочных договоров с предприятиями ФНБ «Самрук-Казына» и другими недропользователями.
Основными отечественными компаниями горнорудного машиностроения являются следующие предприятия: ТОО СП «КазБелАЗ», ТОО «Мэйкер» Карагандинского литейно-машиностроительного завода, ТОО «КМЗ им. Пархоменко», ТОО «КарГорМаш», ТОО «Рудсервис К», ТОО «КИАМЗ Геомаш», ТОО «Құрылысмет», ТОО «Казахстанский экскаватор», ТОО «КазЦинкМаш», ТОО «МашЗавод № 1», АО «Экскаватор», АО «СП «Белкамит», ТОО «ЗМО», и др.
В 2019 году сельхозмашиностроение произвело продукции на 41,2 млрд тг, рост составил 44%.
Министрами промышленности и торговли РФ и индустрии и инфраструктурного развития РК 3 июля 2019 года в г. Москва утверждена Программа совместных действий в области развития промышленной кооперации между РФ и РК и Перечень ключевых проектов, куда включены пункты АО «Aгромашхолдинг» и АО «Петербургский тракторный завод».
В 2020 году планируется увеличить объемы производства на 106,2%, экспорт отечественной техники. Объемы экспорта продукции отечественного машиностроения будут увеличиваться. В настоящее время отечественные производители анализируют неблагоприятную ситуацию на рынке, вызванную падением цены на нефть и пандемией коронавируса. В условиях девальвации российского рубля экспорт отечественной продукции будет затруднен.
Для развития кооперационных связей 3 апреля 2019 года между Казахстаном и Российской Федерацией была принята Программа совместных действий.
Она предусматривает кооперацию ПАО «КАМАЗ», АО «Петербургский тракторный завод», ПАО «АВТОВАЗ» и ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» с казахстанскими предприятиями по реализации совместных проектов по строительству заводов по производству редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей, литейного завода и научно-исследовательского инжинирингового центра, тракторов К-700 и комплектующих к ним.
23 октября 2019 годы запущено тракторов «Кировец» на Костанайском тракторном заводе.
Начато строительство в г. Алматы нового завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» по производству легковых автомобилей марки «Hyundai» мощностью 30 тыс. единиц в год на первом этапе, 45 тыс. единиц в год на втором этапе.
В настоящее время в отрасли машиностроения реализуются три крупных проекта с участием КНР:
СМС – JAC Motors планирует на площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром» помимо увеличения объемов производства и расширения линейки производимых автомобилей наладить производство автокомпонентов.
В рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск заводов по производству шин и двигателей, которые придадут мощный импульс развитию автокомпонентной базы в РК.
Что необходимо для устойчивого роста машиностроения в стране?
Нужна консолидация действий государственных органов, институтов развития, общественных объединений, финансовых организаций, предприятий частной и государственной форм собственности.
Основные точки роста должны быть ориентированы на модернизацию существующих основных фондов, путем привлечения инвестиций, а также на запуск новых проектов.
Следовательно, необходимо более объемное финансирование отрасли за счет льготных кредитов, инвестиций как государственных, так и частных средств для обновления и модернизации основных фондов.
Кадры являются одним из главных и важных факторов производства. В процессе анализа выяснилось, что, несмотря на наличие достаточно большого количества работающих специалистов, все еще остается потребность в качественных кадрах, что связано, прежде всего, с развитием и модернизацией действующих предприятий, появлением новых производств и нового технологического уклада, демографическими изменениями и др.
В числе факторов повышения конкурентоспособности казахстанского машиностроения развитие человеческого капитала является одним из важных и в то же время проблемных. В настоящее время отрасль переживает сложный период развития: постепенно выходя из кризиса, приспосабливаясь к работе в современных рыночных условиях и восстанавливая интеллектуальный потенциал, утраченный в годы после обретения независимости.
В целом, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения, что позволит повысить степень автоматизации и механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда во всех отраслях экономики республики. Достичь этого возможно только при наличии достаточного пула современных и высококвалифицированных кадров, которые являются фактором успеха долгосрочного развития отрасли и экономики в целом.
Следует развивать квалификацию трудовых кадров. Согласно официальной статистике наиболее привлекательными по оплате труда секторами экономики являются финансовый сектор и добыча полезных ископаемых. Сегодня в машиностроении Казахстана наиболее подготовленные кадры имеют возраст от 40-45 до 65 лет.
Кроме того, необходимо создание тесного образовательного процесса между производством и образовательным центром в развитии рынка труда. Существует необходимость профессиональных учебных заведений в развитии кадровых ресурсов для модернизации экономики страны. В результате того, что многие учебные заведения не настраивают свою работу согласно с планами предприятий реального сектора, появляется необходимость усиления работы по данному вопросу.
Так, для организаций средне-специального и профессионального образования существует важность социального партнерства с предприятиями отраслей промышленности. Тесное сотрудничество и планирование программы обучения, имеющее много общего с тем, что требуется для производства позволит поднять качество профессионального образования и подготовки по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда.
Одну из ключевых ролей в данном направлении будут играть разработанные и постоянно актуализируемые бизнесом отраслевая рамка квалификации и профессиональные стандарты в машиностроении, к которым будут адаптироваться образовательные стандарты.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться