Как программа «Нұрлы жол» меняет Казахстан: современные автомагистрали и открытие новых направлений

В Казахстане продолжает активно реализовываться Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол». По итогам завершения первой пятилетки госпрограммы доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88% и местного значения — до 71%. Как изменилась дорожная инфраструктура республики, на каком этапе строительство и реконструкция автодорог в обзорном материале. 

Реализация Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» 

В 2020 году начата реализация второго этапа госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы. Всего строительством, реконструкцией и ремонтными работами было охвачено 9,8 тыс.км автодорог общего пользования (в том числе: строительство и реконструкция – 4 тыс.км и ремонт – 1,8 тыс.км республиканской сети, ремонт местной сети – 4 тыс.км).

На дорогах республиканской сети строительными работами было охвачено 4 тыс.км. По итогам выполненных работ был обеспечен проезд на 2,6 тыс.км. В рамках капитального и среднего ремонта было охвачено 1,8 тыс.км, из которых введено в эксплуатацию 1,1 тыс.км (0,7 тыс.км переходящие проекты).

На дорогах местной сети охват строительно-ремонтными работами составил 4 тыс.км, из которых завершено 2,7 тыс.км. Реализация данных проектов позволила увеличить долю дорог в нормативном состоянии на дорогах республиканского и местного значения до 89 и 75 процентов соответственно.

В текущем году дорожно-строительными работами охвачено 8,4 тыс. км, из них по республиканской сети 5 тыс. км, в том числе реконструкцией 3,6 тыс. км и ремонтом 1,4 тыс. км. На дорогах и улицах местной сети ведутся дорожно-строительные работы на 3,4 тыс. км.

По итогам 9 месяцев завершены следующие работы:

  • В рамках строительства и реконструкции республиканской сети завершены работы на 1,4 тыс. км.
  • До конца года будут завершены работы на – 2,2 тыс. км.
  • В рамках капитального и среднего ремонта на сегодня завершены 452 км (капитальный ремонт – 74 км, средний ремонт – 378 км).

На дорогах местной сети по итогам 9 месяцев т.г. за счет выполненных работ по строительству и ремонту завершены работы на 1,4 тыс. км. По итогам года 90% дорог республиканского значения будет приведено в нормативное состояние (89% по итогам 2020 года) дорог местного значения 80%.

В соответствии с государственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» на 2020-2025 годы долю местных дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии необходимо увеличить до 95% к 2025 году.

В рамках данных работ по итогам 2020 года состояние местной сети улучшено до 75%.

В 2021 году общий объем финансирования на развитие местной сети с республиканского бюджета и с учетом местного бюджета по паритету финансирования составляет 301 млрд тг:

  • 163 млрд тг на дороги областного и районного значения,
  • 138 млрд тг на города республиканского значения Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

За счет выделенных средств до конца текущего года всеми видами дорожно-ремонтных работ будет охвачено порядка 3,4 тыс. км автодорог. По итогам данных работ к концу 2021 года долю автодорог в нормативном состоянии планируется довести до 80 % в целом по республике.

Вместе с тем в соответствии с поручением Главы Государства по развитию регионов акиматами областей разрабатываются комплексные планы социально-экономического развития регионов, где также предусматриваются работы на улучшение областных и районных дорог и улиц населенных пунктов. На сегодняшний день на объектах строительства, реконструкции, капитального и среднего ремонта дорог республиканской сети реализован пятиступенчатый контроль качества (заказчик, служба качества подрядчика, технический надзор, авторский надзор и национальный центр качества). Для проверки входного контроля качества проводятся испытания используемого материала в соответствующих аттестованных лабораториях. Данную практику необходимо в полном объеме использовать и на автодорожных проектах местной и улично-дорожной сети.

Как пандемия и принятые карантинные меры повлияли на темпы строительства дорог              

Начало пандемии и введение карантина пришлось на март-апрель месяцы 2020 года и совпало с началом строительного сезона.

Так, в целях своевременной реализации автодорожных проектов, в связи с введением ограничений на межрегиональные передвижения в период пандемии, был обеспечен «зеленый коридор» для беспрепятственного доступа строительных материалов, а также 1 325 единиц спецтехники и 2 577 чел. персонала на строительные объекты, в том числе расположенные в городах и иных населенных пунктах, находящихся на карантине.

Таким образом, несмотря на положение пандемии, сохранены все рабочие места, количество которых составляет 200 тыс. человек (100 тыс. чел на объектах строительства, 100 тыс. чел смежная отрасль).

В целом, в 2020 году дорожно-строительные работы были проведены в соответствии с графиком производства работ и запланированные задачи были достигнуты.

Продолжается строительство скоростных 4-х полосных автомагистралей, связывающих столицу г. Нур-Султан с регионами по лучевому принципу.

По коридору Центр-Восток завершена реконструкция дороги до города Павлодар под І техническую категорию.

В северном направлении завершена реконструкция до города Петропавловска, в следующем году планируется завершить участок Петропавловск – гр. РФ на Курган.

Ведутся крупномасштабные работы по реконструкции коридоры Центр-Юг, на участках Караганда – Балхаш – Бурылбайтал – Курты – Капшагай. До конца года планируется завершить основные работы участка до Балхаша (363 км) и до конца 2023 года завершить реконструкцию коридора Центр-Юг.

Кроме этого ведутся работы в западном регионе Актобе – Атырау – Астрахань общей протяженностью более 800 км. Где в текущем году завершатся работы на участке Кандыагаш-Макат.

Реконструкция автодорог в ВКО, Алматинской и Карагандинской областях

В рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» по территории Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской и Жамбылской областей за счет средств негосударственного займа производится реконструкция автомобильных дорог «Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск» и «Караганда – Балхаш –- Бурылбайтал – Курты – Капшагай» общей протяженностью 1 714 км.

Строительно-монтажные работы по проекту «Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск», протяженностью 768 км, начаты в 2019 году. На сегодняшний день работы ведутся на всей протяженности участка, выполняются работы по отсыпке земляного полотна, устройство слоев оснований и укладке дорожной одежды, вместе с тем ведутся работы по устройству искусственных сооружений. В текущем году будет обеспечен проезд по коридору с завершение работ в 2022 году.

Участок «Караганда – Алматы», протяженностью 946 км, включает в себя четыре основных участка реконструкции «Караганда – Балхаш», «Балхаш – Бурылбайтал», «Бурылбайтал – Курты» и «Курты-Капшагай». Проектом предусмотрена реконструкция дороги с переводом в I-б техническую категорию с 4-х полосным движением и наличием барьерного ограждения, разделяющего встречные потоки движения.

В настоящее время на участках ведутся полномасштабные строительные работы. Подрядными организациями ведутся работы по устройству земляного полотна, устройству объездных дорог, укладке конструктивных слоев дорожной одежды, а также устройству искусственных сооружений.

Завершение работ по участку «Караганды – Алматы» планируется до конца 2023 года. Согласно Договору концессии срок строительно-монтажных работ БАКАД должны быть выполнены в течение 50 месяцев.

В соответствии с графиком строительства до конца 2023 года планируется завершить работы по устройству дорожного покрытия. При этом, Министерство приложит все усилия для завершения строительных работ до конца 2023 года и сокращение сроков полной реализации проекта на 1 год.

На сегодняшний день строительно-монтажные работы развернуты на всей протяженности дороги. Осуществляется вынос сетей электроснабжения и газоснабжения, устройство водопропускных труб, земляные и мостовые работы.

Согласно условиям договоров завершение работ по данным проектам предусмотрено в 2022 году. В текущем году планируется выполнить большой объем работы с открытием движения на всем протяжении коридора, что обеспечит комфортный проезд для пользователей данных автодорог. В целях ускорения работ на проектах, подрядными организациями были переведены работы на двухсменный  режим работы. Было уделено особое внимание  заготовки дорожно-строительных материалов в весенний период.

Восточно-Казахстанская область

Сеть автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области составляет 11 924 км, в том числе 3 414 км – республиканского, 3 186 км – областного и 5 324 км – дорог районного значения. Долю дорог, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, по итогам 2021 года планируется довести до 89%.

В целом, на ремонт и содержание дорог местного значения и улиц населенных пунктов в 2021 году выделено 24,2 млрд тг, в том числе в рамках паритетного финансирования 50/50 на средний ремонт дорог областного и районного значения выделено 3,7 млрд тг.

Ремонтом охвачены 180 км дорог общего пользования, из которых 86 км – дороги областного значения, 94 км – районного значения. Ремонтом охвачены 11 км дороги «Большенарым – Курчум», 20 км «Маканчи – Жаланашколь», 11 км «Аягоз -– Караул – Семей-Кайнар», 20 км «Омск -– Майкапчагай – Шиликты – Акжар», 15 км «Курчум – Калжыр»,  10 км «Таврия – Каменка – Тройницкое», 14 км «Согорное – Барлык – Аксу», 27 км «Курчум -– Аксуа т-– Жолнускау», 9 км «Семей -– Курчатов», также районные дороги Куйган – Жаланаш, подъезд к селу Тассай, Большая Буконь – Кокжайык – Улгилималшы.

В рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» по территории ВКО, за счет средств негосударственного займа, производится реконструкция автомобильных дорог «Талдыкорган – Калбатау –Усть-Каменогорск» км 615-1073 и «Калбатау – Майкапшагай» км 906-1321, общей протяженностью 869 км. На улично-дорожную сеть городов и районов предусмотрено 13 млрд тг на ремонт 213 км улиц.

На сегодняшний день актуальным вопросом является развитие перспективных опорных сельских населенных пунктов, особенно сел в приграничных и бывших районных центров. На ремонт дорог ведущих к селам, а также внутрипоселковые дороги в текущем году выделено 3,5 млрд тг на ремонт 145 км улиц в 32-х населенных пунктах.

По проекту «Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск», протяженностью 454 км, задействованы подрядные организации «CITIC Construction Co., LTD», АО «К-Дорстрой», а также ТОО «Todini Central Asia». Общая стоимость проекта составляет 161,6 млрд тг. Открыто движение на 304 км участке дороги.

На участках реконструкции мобилизовано 1 131 человек и задействовано 740 единиц техники. Привлечены 7 субподрядных организаций.

На сегодняшний день устроено 9,8 млн м3. земляного полотна, 346 км основания, 304 км асфальта, также 292 шт водопропускных труб и скотопрогонов, 16 шт мостов и путепроводов.

По проекту «Калбатау -– Майкапшагай», протяженностью 415 км, задействованы подрядные организации ТОО «КазГерСтрой» и Китайская Компания по строительству «Синьсин»:

С начала работ на проекте при общей стоимости проекта в 157 млрд тг.

В настоящее время открыто движение на 127 км дороги. На данный момент привлечены 1185 человек и задействован 532 единиц дорожно-строительной техники.

На строительные работы привлечены 10 субподрядных организаций, функционируют 7 асфальтобетонных заводов и 7 дробильно-сортировочных установок. Всего заготовлено дорожно-строительных материалов щебня 1 125 тыс. м3, ЖБИ 9,7 тыс. м3, 17,1 тыс. тн. битума.

Устроено 7,4 млн м3 земляного полотна, 209 км основания, 127 км асфальта, также построено 254 шт водопропускных труб и скотопрогонов, 8 шт мостов и путепроводов.

По проекту «Реконструкция участка автомобильной дороги республиканского значения «Усть-Каменогорск – Алтай – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские ключи» получены акты на право постоянного землепользования и зарегистрированы в органах юстиции. Так как проект реконструкции разработан в 2015-2017 годы и с тех пор произошло удорожание дорожно-строительных материалов и ГСМ, возникла необходимость в корректировке сметной части проекта. В текущем году в Министерство финансов РК направлена заявка о внесении проекта в перечень проектов, подлежащих корректировке. После прохождения процедуры корректировке ПСД и получения заключения госэкспертизы, будет объявлен конкурс на проведение строительно-монтажных работ.

По автодороге «Семей – Кайнар» в текущем году средним ремонтом охвачены участки км 132-182 и км 208-220 общей протяженностью 62 км. На участке км 132-182 ведутся работы по среднему ремонту методом ресайклирования. Подрядчик – ТОО «Фирма «Автодорсервис», выполнено ресайклирование на всей протяженности, устройство покрытия –  на 11 км.

На участке км 208-220 ведутся работы по среднему ремонту методом ресайклирования. Подрядчик – ТОО «Гордорстрой», выполнено ресайклирование на 9 км, устройство покрытия 8 км.

В 2021 году эксплуатацию введен участок реконструкции автодороги «Таскескен -– Бахты» км 0-20 в Урджарском районе.

В рамках Государственной программы «Нұрлы жол» за короткий промежуток времени подрядной организацией ТОО «Терезе» завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы международного аэропорта города Усть-Каменогорск.

За счет проведенной работы взлётно-посадочная полоса удлинена до 2 800 метров, ширина увеличена до 60 метров. Проведена полная замена старого асфальтобетонного покрытия, установлена обновленная система светосигнального оборудования.

Работы по реконструкции проведены согласно требований норм годности к эксплуатации аэродромов гражданской авиации Республики Казахстан и стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Для увеличения грузового потенциала аэропорта в текущем году запланировано завершение строительства – грузового терминала на 30 тонн в сутки и склада временного хранения грузов на 100 тонн.

В последний раз аналогичная работа по восстановлению инфраструктуры аэропорта проводилась в далеком 1996 году, поэтому обновление было продиктовано временем.

В сентябре месяце уполномоченным органом АО «Авиационная администрация Казахстана» по итогам сертификационного обследования аэродрома выдан соответствующий документ разрешающий использование новой взлётно-посадочной полосы.

С 1 октября текущего года воздушная гавань областного центра возобновила свою работу и на данный момент для жителей и гостей региона организованы регулярные авиасообщения авиакомпаний Скат и Казах Эйр в города Нур-Султан, Алматы и Караганда.

Дополнительно в организации регулярных полетов из аэропорта города Усть-Каменогорска выразила заинтересованность авиакомпания  Эйр Астана, однако на сегодняшний день в связи с производственными вопросами самой авиакомпании ряд запланированных авиарейсов временно отменены. При этом, авиакомпании Скат и Казах Эйр увеличили частоту рейсов по существующим направлениям.

В ближайшее время список доступных направлении и авиакомпании с аэропорта города Усть-Каменогорск будет увеличиваться, работа в данном направлении продолжается.

Алматинская область

В рамках государственной программы «Нұрлы жол» в Алматинской области будут проведены работы по реконструкции и среднему, капитальному ремонту 191,9 км автомобильных дорог местного значения. А также до конца года будет завершено 19 объектов.

Согласно плана мероприятий по исполнению предвыборной программы партии Nur Otan «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» (Алматинская область) будут выполнены следующие работы:

1.   Строительство и реконструкция 188,7 км автомобильных дорог местного значения.

2.   Капитальный ремонт 120,2 км дорог и 16-ти мостов 

3.   Средний ремонт дорог областного значения протяженностью 1 480 км на ( 46 село)

В текущем году реализуются ряд крупных проектов, имеющих важное значение не только для развития туристического кластера области, но и для логистики сопредельных с нашим регионом города Алматы и Китайской Народной Республики.

В разрезе по видам работ данные 27,7 млрд тг распределены следующим образом 419,2 км:

      1. 8,5 млрд тг – на строительство и реконструкцию 12,3 км.

      2.  7,2  млрд тг –  на средний ремонт 228,6 км.

      3. 4 млрд тг – на капремонт 23,5 км автомобильных дорог и 6-ти мостов.

      4. 8 млрд тг – на текущий ремонт, содержание и ремонт маршрутным способом 154,8 км.

По итогам года доля автодорог областного значения, в хорошем и удовлетворительном состоянии возрастет на 5% – с 84% до 89%. На сегодня выполнение запланированных работ и освоение средств составляет свыше 60% – отремонтировано 289 км. на 18 млрд тг.

Внедрение платных дорог

В рамках госпрограммы «Нұрлы жол» до конца 2025 года доля платных самоокупаемых автодорог республиканского значения должна составить 45% от общей протяженности или 11 тыс. км. На первом этапе планируется внедрение системы взимания платы за проезд на участках автодорог протяженностью 5,8 тыс. км. В первую очередь платность будет введена на участках автодорог первой категории протяженностью 1,8 тыс. км.

Ставки платы на данных участках останутся на прежнем уровне в размере от 5 до 25 тенге за 1 км. Планируемая сумма сбора составит 17,3 млрд тг, которые будут направлены на их содержание.

Далее планируется внедрение платности на оставшийся участках второй и третьей категорий протяженностью 4 тыс. км. Плата будет взиматься только с грузовых транспортных средств, с применением понижающего коэффициента, связанного с уровнем комфортности.

Справочно: «Актобе – гр. РФ (на Оренбург)», «Уральск – гр. РФ (на Саратов)», «Уральск – гр. РФ (на Самару)». «Атырау – Доссор – Бейнеу – Акжигит – гр. Узбекистана», «Костанай – гр. РФ (на Троицк)», «Павлодар – гр. РФ (на Омск)», «Нур-Султан – Костанай», «Павлодар – Семей», «Уральск – Актобе», «Карабутак – Кызылорда».

На втором этапе планируется внедрение платности по мере завершения работ по реконструкции на остальных участках протяженностью 5,2 тыс. км.

Прогнозируемые сборы на 10 лет составят порядка  532 млрд тг, которые будут направлены на содержание платных автодорог, содержание системы взимания платы, тем самым исключая расходы из республиканского бюджета.

Развитие придорожного сервиса

На сегодняшний день вдоль дорог республиканского значения расположены 1738 ед. объектов придорожного сервиса, из них 1093 ед. соответствуют национальному стандарту. В целях обеспечения автодорог республиканского значения объектами придорожного сервиса, ведутся работы по строительству новых и приведению существующих объектов придорожного сервиса  в соответствие национальному стандарту. Проводится инвентаризация всех объектов сервиса. Для дальнейшего развития инфраструктуры подписаны со всеми областными акиматами Региональные планы мероприятий по развитию ОПС.

В рамках цифровизации объектов придорожного сервиса была выгружена и оцифрована информация о всех объектах придорожного сервиса для навигационной системы Here Kazakhstan и ранее загружена информация об ОПС в ЯндексКарты, Google Maps, Transpark.

В целях реализации Государственной программы «Нұрлы жол», а также приведения объектов придорожного сервиса в соответствие национальному стандарту реализуется программа по устройству благоустроенных санитарно-гигиенических узлов (СГУ).

В рамках подписанных соглашении между АО «НК «КазАвтоЖол» и якорными инвесторами, активизирована работа по строительству АЗС, проводятся встречи, запланированы выезды на строящиеся и действующие АЗС для разрешения имеющихся проблемных вопросов. В целом до 2025 года за счет якорных инвесторов будет построено 134 АЗС с благоустроенными СГУ. 

Кроме того, до конца т.г. будет установлено 71 ед. новых объектов сервиса. До конца 2025 года будет установлено свыше 400 ед. объектов а также все имеющиеся объекты сервиса будут соответствовать Национальному стандарту.

 Внедрение новых технологий

В дорожной отрасли внедрен ряд новых технологий и материалов, которые успешно применяются, ускоряя проведение строительных работ и повышая качество автомобильных дорог.

Основными критериями внедрения новых технологий и материалов являются улучшение качества, снижение стоимости и энергозатрат, а также повышение безопасности и комфорта на автомобильных дорогах и снижение экологического воздействия.

В этой связи внедрены и предусмотрены следующие технологии:

  • устройство покрытий из щебеночно-мастичного полимерасфальтобетона;
  • технология «Теплых асфальтобетонов» с применением энергосберегающих добавок,
  • пористо-мастичный асфальтобетон;
  • защитные слои износа;
  • технология «холодного ресайклирования»;
  • технология стабилизации грунтов в основании дорожной одежды;
  • геосинтетические материалы;
  • применяются защитные пропитывающие составы для асфальтобетонных покрытий;
  • применяются отходы производства при устройстве конструктивных слоев дорожной одежды.

 Обеспечение безопасности и устойчивой работы автомобильных дорог в паводковый период

В целях подготовки автодорог республиканского значения к текущему паводковому периоду утверждены соответствующие Планы мероприятий и созданы противопаводковые комиссии на центральном и региональном уровнях из представителей Комитета автодорог, АО «КазАвтоЖол», ТОО «Казахавтодор», а также их областных филиалов.

Планом мероприятий предусмотрены ряд превентивных мер, направленных на предотвращения образования паводков. Учитывая паводковые периоды предыдущих лет, взяты на контроль 482 опасных участков, 59 мостов и 739 водопропускных труб, где закреплена необходимая дорожно-эксплуатационная техника. В целом, при выполнении противопаводковых мер учитываются погодные климатические условия регионов, а также результаты паводкового периода предыдущих лет.

При реализации проектов реконструкции учитывается пропускная способность мостов и труб, проводятся геологические изыскания.

Развитие международных коридоров

Приоритетными проектами реконструкции являются международные коридоры, проходящие через территорию страны, их в стране 7.

1) Основным коридором, обеспечивающим транзит груза с Китая и стран Центральной Азии в направлении России и далее в Европу, а также в обратном направлении являет международный транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай» протяженностью 2 747 км по территории Казахстана. В 2017 году была завершена полная реконструкция коридора «Западная Европа – Западный Китай» по территории Республики Казахстан.

Говоря о характеристиках, участки дорог от Хоргоса до Кызылорды соответствуют I технической категории с 4-х полосным движением (1424 км). Интенсивность на данных участках дорог составляет около 14 тыс. АТС/в сутки.

Участки Кызылорда – Карабутак – Актобе – Мартук гр. РФ находятся в II технической категории (1 323 км), так на момент реконструкции данных участков в 2009 году наблюдался небольшой транспортный поток, реконструкция под 2 техническую категорию здесь было достаточно.

Однако в связи с ростом грузопотока в последние годы и перспективной ее роста планируется поэтапный перевод данных участков на 1 категорию с 4-х полосным движением.

Так, в этом году мы начали проектно-изыскательские работы по реконструкции участка Актобе – Улгайсын протяженностью 262 км.

Оставшиеся участки гр. РФ-Актобе, Улгайсын -– Кызылорда

(1061 км) будут реконструированы планомерно до 2030 года.

2) на востоке страны ведется реконструкция участка «гр. КНР – Майкапшагай – Калбатау, которая планируется завершить в 2023 году.

До 2017 года нами завершена реконструкция участка Калбатау-Семей-Павлодар-Омск (701 км).

3) также в восточном регионе страны ведется реконструкция участка автомобильных дорог «Талдыкорган – Усть-Каменогорск» и «Ушарал-Достык-КНР». Завершение работ запланировано на 2022 год.

По участку «Усть – Каменогорск – Шемонаиха – Барнаул», планируется провести реконструкцию в период 2024-2026 гг.

Реконструкция данных участков обеспечит маршрут с южных регионов страны в направлении Алтая.

4) Коридор «Алматы – Нур-Султан – Петропавловск – Курган» — 1868 км.

Участок Алматы – Балхаш – Караганда –- Нур-Султан, был реконструирован в 2004 году с 2-х полосным движением.

В связи с увеличением интенсивности движения и транзита транспортных средств, реконструирован участок «Нур – Султан – Караганды» под первую техническую категорию с 4-х полосным движением.

Также с 2019 года начата реконструкция участка «Караганды -– Балхаш – Алматы» с переводом на I техническую категорию, которую мы планируем завершить в 2023 году.

5) В 2013 году завершена работа по реконструкции участка «Нур-Султан – Костанай – Челябинск» — 860 км. и по мере возрастания интенсивности, в 2024 году будет начата реконструкция, с переводом на повышенную категорию участка «Атбасар – Костанай», которые планируется завершить к 2027 году.

6) На западе страны с 2018 года усиленно ведем работы по реконструкции автодороги Актобе – Атырау – Астрахань, которые планируем полностью завершить в 2023 году.   

7) По участку Атырау – Уральск, ведется разработка проектно-сметной документации с переводом дороги со II на I техническую категорию. Строительные работы планируются начать в 2022 году и завершить в 2025 г.

Планируется к 2030 году реконструировать все международные коридоры с обеспечением перспективной пропускной способностью.

  Реконструкция автомобильной дороги «Актобе-Атырау-гр.РФ (на Астрахань)»

В рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы Жол» по территории Актюбинской и Атырауской областей, за счет средств государственного займа (АБР), за счет средств под государственную гарантию (ЕБРР) и республиканского бюджета производится реконструкция автомобильной дороги «Актобе -– Атырау – гр.РФ (на Астрахань)».

По участку Актобе-Кандыагаш работы будут выполнять подрядные организации СП «СинеМидасСтрой и Тодини Конструциони» (км 11-52) и СП «ТОО Акжол Курылыс» / ООО «АзВирт» / «ТОО Ассана ДорСтрой» (км 52-100). Финансирование за счет средств Азиатского банка развития. Работы на участке начаты в апреле 2021 года. Согласно проекта реконструкции, обновленная дорога будет переведена в I-Б категорию с 4-х полосным движением (77,5км) с г. Актобе до подъезда г. Кандыагаш и II категорию с 2-х полосным движением (18,2 км) обход г. Кандыагаш. На новом участке дороги протяженностью 96 км (протяженность согласно госэкспертизе) дорожники возведут 18 шт. мостовых сооружений, выполнят устройство 66 шт. труб, также построят ДЭУ и ДЭП для обслуживания данного участка дороги.

В настоящий момент ведутся работы по отсыпке насыпи земляного полотна и работы по искусственным сооружениям (мосты, трубы). По участку км 52-100 ведутся работы по устройству основания и укладке асфальтобетона. До конца года планируется обеспечить проезд на 18 км по нижнему слою покрытия (по одной полосе). 

Участок км 100-160 протяжённость 60 км финансируемый за счет средств республиканского бюджета осуществляется подрядной организацией ТОО «Uniserv». Общая стоимость проекта составляет 14 млрд тг. Обеспечен проезд по нижнему слою покрытия на 50 км. На участке реконструкции мобилизовано 126 человек и 120 ед. техники. Привлечены 4 субподрядные организации.

В настоящий момент ведутся работы по устройству верхнего слоя покрытия из ЩМА-20 и по обустройству дороги. До конца текущего года планируется завершить полностью верхний слой покрытия ЩМА и обеспечить проезд по основной дороге.

Участок «Кандыагаш-Макат», км 160-504 протяженностью 304,5 км, задействованы подрядные организации ТОО «Todini Construzioni S.p.A», «Shanghai Construction Group Co.Ltd», «ТОО «АкжолКурылыс»», а также «Ant Insaat Maden Sa». Сроки реализации проекта 2017-2022 гг. Финансирование за счет средств Азиатского банка развития.

Общая стоимость проекта составляет 74,5 млрд тг, освоено 59 млрд тг. На сегодняшний день устроено 228 км верхнего слоя покрытия, 298 км нижнего слоя покрытия. На данное время идут работы по укладке асфальтобетона, обустройству дороги. В 2021 году планируется сдать в эксплуатацию 168 км дороги, открыть движение по всему участку. На участках реконструкции мобилизовано 712 человек персонала и задействовано 446 единиц техники.

Участок «Атырау-Астрахань», км 616-833 протяженностью 217 км, задействованы подрядные организации Lankaran Yol Tikinti Open JSC, Todini Costruzioni Generali S, Ant Insaat Maden Sanayi A, ТОО «СМС». Срок реализации проекта 2020-2023 гг. Финансирование за счет средств ЕБРР.

Стоимость всех участков составляет 52,8 млрд тг., на сегодняшний день по данным участкам освоено 15,1 млрд тг. или 29% выполнено работ на 5,8 млрд тг. (80%). На сегодняшний день по участкам км 616-833 наблюдается слабая заготовка инертных материалов и выполнение работ.

По участкам км 616-833 всего требуется уложить 749 тыс. тонн асфальтобетона на 217 км участка. Работы были начаты в 2020 году и сегодняшний день ведется отсыпка земляного полотна, устройство слоев основания и искусственных сооружений.

Участок «Атырау-Астрахань» км 833-853 протяженностью 20 км сдан в эксплуатацию подрядной организацией ТОО «СМС» в 2020 году.

Участок «Атырау-Астрахань» км 853-893, протяженностью 40 км работы выполняются подрядной организацией ТОО «СМС». С начала строительства уложено 1,3 млн м3 грунта, выполнено 37,6 км нижнего слоя и верхнего слоев основания 37 км нижнего слоя покрытия, 35 км верхнего слоя покрытия из ЩМА.

До конца текущего года планируется завершить полностью верхний слой покрытия ЩМА и обеспечить проезд по основной дороге. Мобилизовано 97 ед. техники и задействовано 173 человек персонала.

Сколько инвестиций привлечено в строительство дорог? 

В рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» с 2015 года на реализацию проектов по строительству и реконструкции автомобильных дорог республиканской сети были привлечены займы международных финансовых институтов на общую сумму более $3,9 млрд.

За счет привлеченных средств реализованы следующие проекты по реконструкции Международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай», включая участок Шымкент – Ташкент, на западе страны реконструирована автодорога Бейнеу – Актау.

От образовавшейся экономии от проекта «Западная Европа-Западный Китай» на сегодняшний день ведется реализация проектов «Балхаш – Бурылбайтал», «Курты – Бурылбайтал» и «Узынагаш-Отар».

Кроме того, в рамках реконструкции коридора Актобе – Атырау – гр.РФ на Астрахань ведется реконструкция участка Актобе – Макат.

Также в соответствии с Соглашением об организации финансирования инвестиционных проектов автодорожной отрасли Республики Казахстан, за счет займов Экспортно-Импортного банка КНР на общую сумму $2,6 млрд. В активной фазе реализации находятся следующие проекты: «Талдыкорган-Усть-Каменогорск», «Калбатау-Майкапшагай», «Мерке-Бурылбайтал», «Караганды-Балхаш», Юго-Западного обхода г. Нур-Султан».

За последние годы в рамках государственно-частного партнерства в автодорожную отрасль привлечены $1 млрд инвестиции на такие проекты как:  строительство БАКАД, модернизация ПП «Нур жолы» и внедрение системы платности.

 Строительство и содержание автомобильных дорог на 2022 год

В 2022 году планируется охватить строительством и реконструкцией 3,8 тыс.км.

Будет продолжена работа по реализации текущих проектов общей протяженностью 3 022 км с последующим завершением до конца года следующих участков автодорог: Талдыкорган – Оскемен (768 км), Караганда – Балхаш (363 км), Бурылбайтал – Курты (228 км), Курты – Капшагай (67 км), Актобе – Кандыагаш (100 км), Атырау – Астрахань (217 км), Ушарал – Достык (124 км), Мерке – Бурылбайтал (120 км), Костанай – Денисовка (19 км), Путепровод Шамалган (6 км), Петропавловск – гр. РФ на Курган (31 км).

Вместе c тем, планируется начало реализации новых проектов по реконструкции : Атырау – Уральск (519 км), Кызылорда – Жезказган (427 км), Актобе – Улгайсын (262 км), Подстепное–Федоровка (144 км).

Всего зимним содержанием будет охвачено 24,9 тыс. км.

В настоящее время завершается подготовка содержания автодорог к зимнему периоду. Количество зимней техники по ТОО «Казахавтодор» составляет 772 ед. Кроме того, подготовлены производственные базы.

В рамках комплексной целевой программы были выполнены следующие работы такие как, установка дорожных знаков, светодиодных знаков, дорожных буферов, ремонт ограждения, устранение колеи и гребенки, разметка проезжей части.

В первую очередь работы по содержанию дорог нацелены на обеспечения круглосуточного, круглогодичного, бесперебойного движения автотранспорта.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться