Итоги программы «Нұрлы жол» за пять лет: появление платных дорог, новые рабочие места, рост грузоперевозок

Казахстан приступил к реализации следующей пятилетки Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол». По итогам завершения первой пятилетки Госпрограммы доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88% и местного значения — до 71%. О том, как изменилась дорожная инфраструктура республики и каков в целом эффект от реализации программы, в обзорном материале. 

Напомним, Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» была утверждена в апреле 2015 года Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Целью программы была обозначена интеграция макрорегионов страны путем выстраивания эффективной инфраструктуры.

Впоследствии программа «Нұрлы жол» стала одним из ключевых драйверов национальной экономики. Вместе с появлением современных и качественных автомагистралей были созданы новые рабочие места, увеличились транзитные грузопотоки, была улучшена социальная инфраструктура. За пять лет реализации стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны. По данным Министерства национальной экономики, за время реализации Госпрограммы рост экономики обеспечен на уровне 16%.

По итогам реализации Госпрограммы построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе: 

Западная Европа – Западный Китай — 527 км, Центр – Юг — 324 км, Центр – Восток — 795 км, Капшагай – Талдыкорган — 160 км, Астана – Петропавловск – граница РФ — 177 км, Уральск – Каменка – 100 км, Актобе – Атырау – Астрахань — 42 км, Талдыкорган – Усть-Каменогорск — 20 км, Калбатау – Майкапшагай — 18 км, Бейнеу – Актау — 382 км, Жетыбай – Жанаозен — 73 км, Бейнеу – Акжигит — 85 км, Щучинск – Зеренда — 80 км, Таскескен – Бахты — 80 км, Юго-Западный обход Астаны — 34 км, Обход Сатпаева — 15 км, Павлодар – Омск — 59 км, мост через р. Тобол — 3 км.

Отремонтировано около 10 тыс. км автодорог республиканского значения и 15 тыс. км дорог местного значения.

По итогам завершения программы доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88% и дорог местного значения до 71%.

Протяженность дорог I и II технической категории республиканского значения увеличена до 34% (8,2 тыс. км).

По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, обеспеченность автомобильных дорог республиканского значения объектами придорожного сервиса составила 100%. По итогам 2019 года вдоль автодорог республиканского значения функционирует 1 803 объекта придорожного сервиса, из которых 883 (49%) соответствуют требованиям национального стандарта.

В рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» в 2015-2017 годах построено 108 новых общеобразовательных школ и 19 детских садов.

 

Широкие возможности для развития международного сотрудничества

В сфере морского транспорта в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» в 2015-2019 годы построены три новых сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн. Реализация проекта позволила увеличить объем перевалки грузов через морской порт Актау до 20,7 млн тонн в год за счет строительства зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, а также двух терминалов для генеральных грузов и контейнеров мощностью 1,5 млн тонн в год.

В целях развития мультимодальных перевозок в рамках госпрограммы построен многофункциональный паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн. В результате пропускная способность морских портов Казахстана увеличена до 27 млн тонн.

По сравнению с 2014 годом на сегодняшний день практически в 3 раза выросли объемы транспортировки через морские порты Актау и Курык сухих и паромных грузов.

С начала операционной деятельности порт Курык обеспечил перевалку более 4,8 млн тонн паромных грузов.

В целях ускорения процесса обработки паромных грузов в порту организована работа контролирующих органов (таможенные и пограничные органы контроля, СЭС) по принципу «одного окна», что позволяет обрабатывать паромные суда в течение 2-2,5 часов.

Также в рамках морских перевозок между портами Курык – Баку осуществляется предварительный обмен электронной информации о судах и грузах.

За 2019 год через морские порты Актау и Курык перевалено порядка 6 млн тонн грузов, из них: 2,2 млн тонн нефти, 2,5 млн тонн сухих грузов и 1,4 млн тонн паромных грузов.

За I квартал текущего года через морские порты Актау и Курык перевезено более 1,6 млн тонн грузов, что на 2% ниже аналогичного периода прошлого.

Также с начала года через морские порты транспортировано порядка 6 400 контейнеров, из них более 50% были перевезены по фидерной линии Актау – Баку и далее по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Доля в общем объеме грузооборота на Каспийском море увеличена с 21% до 38%.

В целях дальнейшего развития морского транспорта отечественный торговый флот пополнился 4 сухогрузами грузоподъемностью по 5 и 7 тыс. тонн. Это положительно сказывается в целом на росте перевозок на морском транспорте.

При этом в настоящее время развивается сервис и совершенствуется технология работы по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Так, в апреле текущего года для повышения эффективности и сокращения оборота фитинговых платформ, используемых на маршруте через порт Актау, начаты контейнерные перевозки фидерными судами на маршруте Актау – Баку – Актау. 

Как отмечают в МИИР РК, вышеуказанные мероприятия с ранее проведенным развитием портовой инфраструктуры позволили усилить интеграцию морской портовой инфраструктуры на Каспии — Западных ворот страны — в сеть международных транспортных коридоров.

Объем грузоперевозок по внутренним водным путям с начала реализации программы «Нұрлы жол» вырос на 86% или с 750 тыс. тонн до 1,4 млн тонн. 

В частности, в результате строительства защитного сооружения Шульбинского шлюза и обновления государственного технического флота возобновлено сквозное судоходство по реке Иртыш и улучшено качество судоходных водных путей.

Капитальный ремонт шлюзов и обновление техфлота продолжается в рамках новой программы «Нұрлы жол».

Также в рамках госпрограммы реализованы важные проекты — МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», которые способны внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом.

Для развития логистического потенциала на базе СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в 2015 году завершено строительство «Сухого порта» и инфраструктуры.

В технологической увязке с двумя ж/д переходами на границе с Китаем и автомагистралью «Западная Европа – Западный Китай» Сухой порт образовывает мощный транспортно-логистический хаб, который позволит обеспечить эффективное распределение грузопотока из Китая в Европу, а также стран Центральной Азии, Турцию и стран Персидского залива.

С 29 июля 2015 года Сухой порт находится в режиме коммерческой эксплуатации, 24 марта 2016 года подписан Акт приемки объекта в эксплуатацию.

Общая площадь Сухого порта составляет 129 га, интегрирована с логистической и индустриальной зонами. В Сухом порту предусмотрена возможность оказания клиентам полного перечня транспортно-логистических услуг по принципу «Одного окна», в том числе таможенных и брокерских услуг. В 2019 году на Сухом порту обработано более 158,2 тыс. ДФЭ (двадцатифутового эквивалента), что на 16% больше аналогичного периода прошлого года.

 

Протяженность автодорог с четырехполосным движением увеличена до 8,2 тыс. км

В области автомобильного транспорта доля изношенных автобусов на регулярных маршрутах с 2015 года по сегодняшний день снижена с 65% до 46%. Этому способствовали принимаемые меры государственной поддержки при обновлении парка городских автобусов. С момента реализации Комплексной программы развития автобусных перевозок в регионы поставлено 615 автобусов.

Доля казахстанских грузовых перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг увеличена с 2015 года по сегодняшний день с 40% до 47%. Для увеличения данной доли МИИР РК на постоянной основе ведется работа с компетентными органами иностранных государств по установлению квоты обмена бланков с учетом интересов отечественных перевозчиков.

Кроме того, для создания условий по увеличению парка отечественных грузовых транспортных средств в рамках принятого 19 апреля 2019 года Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта» ставка сбора за государственную регистрацию седельных тягачей возрастом от 3 до 7 лет составила 350 МРП, которая ранее для седельных тягачей возрастом от 5 лет и выше составляла 2500 МРП. Это позволяет перевозчикам приобретать иностранные грузовые транспортные средства возрастом до 7 лет (Евро-5) по заниженному сбору за регистрацию. 

Данные меры способствовали увеличению количества грузовых автотранспортных средств для международных перевозок с 2015 года по сегодняшний день с 15% до 53%.

В свою очередь для надлежащего функционирования регулярных перевозок необходимо полноценное субсидирование социально значимых маршрутов со стороны местных исполнительных органов.

В этой связи в 2019 году на субсидирование социально значимых маршрутов местными исполнительными органами выделено 23,5 млрд тг, что больше выделенных в 2018 году (18,5 млрд тг) средств на 20%. Это в свою очередь способствует повышению рентабельности пассажирских перевозок и обновлению автобусного парка в субсидируемых регионах страны. 

В рамках реализации программы «Нұрлы жол» была увеличена протяженность автодорог (до 8,2 тыс. км) I и II технической категорией с 4 полосным движением, реализован мегапроект по реконструкции международной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай», который служит в качестве основного транзитного коридора в Центральной Азии, связывающий восток и запад. Также благодаря программе впервые был применен механизм Государственно-частного партнерства (ГЧП) в строительстве автодорог, кроме того, начат переход от дорогого капитального ремонта на более экономичный метод холодного ресайклинга, а также возрос приоритет развития дорог местной сети, на развитие которых будет ежегодно выделяться не менее 200 млрд тг.

 

Платные дороги как инструмент обеспечения безопасного и комфортного проезда

В целях перехода на режим самосодержания впервые была внедрена система взимания платы на автомобильных дорогах, которая показала свою эффективность. Так, на сегодняшний день имеется четыре участка (Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капчагай) общей протяженностью 682 км, содержание которых осуществляется за счет сборов от платы за проезд.

По итогам 2019 года сборы составили 5,4 млрд тенге. В целях дальнейшего внедрения платности в декабре 2019 года по итогам инвестиционного конкурса был подписан Договор на устройство и обслуживание системы взимания платы на 11 тыс. км. В рамках Договора в этом году планируется монтаж системы взимания платности на реконструированных участках протяженностью 5,7 тыс. км. Запуск в тестовую эксплуатацию предусмотрен с конца текущего года.

На остальных 5,3 тыс. км планируется внедрить платность до 2024 года по мере завершения работ по реконструкции.

Основная цель внедрения платных участков — разгрузка республиканского бюджета. Средства, собранные с платных участков, направляются на содержание данных участков и системы взимания платы без выделения средств из республиканского бюджета. Кроме этого, целями реализации проекта являются повышение качества содержания и сохранности автомобильных дорог, снижение аварийности, а также развитие интеллектуальной транспортной системы.


 

Строительство новых железных дорог с акцентом на оптимизацию маршрутов

В сфере железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день практически завершено формирование оптимальной железнодорожной сети с акцентом на оптимизацию маршрутов внутриреспубликанских перевозок путем создания прямых сообщений между регионами, а также на повышении привлекательности казахстанских маршрутов для транзитных грузоотправителей.

В рамках программы «Нұрлы жол» в 2016 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия «Боржакты – Ерсай» протяженностью 14 км, которая соединила паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью.

Наряду с этим, в 2017 году завершены работы по проекту строительства вторых путей на участке «Шу – Алматы» протяженностью 112 км.

Реализация проекта позволила увеличить пропускную способность участка с 17 до 68 пар поездов в сутки, а практической пользой для грузоотправителей стало сокращение сроков перевозки на участке в 2,5 раза, за счет двукратного увеличения расчетной скорости движения поездов.

Развитие и внедрение новых технологий организации контейнерных перевозок по основным международным коридорам позволило довести среднюю скорость движения контейнерных поездов до 1108 км в сутки. Вместе с тем, растущие потребности в перевозке грузов и ожидания грузоотправителей диктуют необходимость в дальнейшем повышении скорости обработки и доставки грузов в транзитном направлении до 1150 км в сутки, которое предусмотрено в рамках второй программы «Нұрлы жол».

Также с прошлого года активно ведется работа по разработке Концепции проекта Закона РК «О железнодорожном транспорте», которая направлена на реформирование железнодорожной отрасли с учетом ориентации перевозок на конкурентный рынок перевозчиков, и определения роли, прав и обязанностей каждого участника перевозочного процесса.

Вместе с тем, в целях повышения эффективности и улучшения качества сервисного обслуживания Министерством индустрии и инфраструктурного развития ведется работа по внесению изменения в стандарты обслуживания пассажиров в поездах и вокзалах.

В целях снижения уровня износа и своевременного обновления пассажирского подвижного состава разработаны и реализуются государственные программы по субсидированию ставок вознаграждения и бюджетному кредитованию при приобретении вагонов. 

В целом госпрограмма показала свой мультипликативный эффект — приобретенные 1489 фитинговых платформ направлены на транзитные перевозки и позволили увеличить объем контейнерных перевозок на 23% (с 537 тыс. ДФЭ в 2018 году до 664 тыс. ДФЭ в 2019 году) и доходов от транзитных перевозок на 20% (с 253 млрд тенге в 2018 году до 302 млрд тенге 2019 году). 

310 полувагонов позволили обеспечить перевозку более 2 млн тонн угля в период отопительного сезона.

Порядка 580 полувагонов курсируют во внутриреспубликанском сообщении.

В рамках бюджетной ставки вознаграждения в 2019 году просубсидировано 2 441 единиц вагонов (62 пассажирских и 2 379 грузовых).

В рамках бюджетного лизинга в 2019 году приобретено 77 пассажирских вагонов, приобретенные вагоны позволили обновить состав поезда «Алматы – Мангистау» в 100% объеме, а также частично обновлены составы поездов «Нур-Султан – Сарыагаш», «Нур-Султан – Атырау» и «Алматы – Атырау». 

Снижен дефицит вагонов от 250 до 160 вагонов. Более 1 000 населенных пунктов охвачены железнодорожным сообщением.

Благодаря принятым мерам, обеспечена стабильная работа отечественного завода ТОО «Вагоностроительный завод «Тулпар», создано 130 рабочих мест на заводе и порядка 500 рабочих мест поездной бригады и обслуживающего персонала.

Но проблема износа пассажирских вагонов также остро стоит перед Министерством, в рамках новой программы планируется ежегодно закупать по 100 вагонов.

 

Аэропорты Казахстана отремонтированы в рамках «Нұрлы жол»

Одним из основных направлений Государственной программы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы, является модернизация инфраструктуры аэропортов. 

В аэропортах Казахстана планомерно ведутся работы по модернизации объектов наземной инфраструктуры, и это в свою очередь позволит принимать все типы современных воздушных судов. 

Состояние взлетно-посадочных полос и другие объекты аэровокзала ежегодно проходят сертификацию и инспекцию на предмет соответствия нормам годности РК. По мере необходимости разрабатываются технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация на проведение реконструкции и другие документы на проведение ремонтных работ. 

В 2015 году завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Уральск. 

За счет средств собственника авиакомпанией «СКАТ» произведена реконструкция аэровокзала аэропорта г. Тараз. Введение в эксплуатацию объекта состоялось в ноябре 2015 года, и было приурочено к празднованию 550-летия Казахского ханства.

В 2016 году завершены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежной дорожки и аэровокзального комплекса аэропорта г. Петропавловск.

В 2017 году в рамках исполнения Государственной программы «Нұрлы жол» завершилось строительство нового пассажирского терминала аэропорта города Астаны. Во время проведения специализированной выставки «Экспо-2017» аэровокзал работал в полном объеме. 

Общая площадь нового пассажирского терминала составляет 47 тыс. м², пропускная способность — 8,2 млн пассажиров в год или 2525 пассажиров в час.

В 2017 году за счет средств собственника аэропорта г. Алматы завершена реконструкция одной из взлетно-посадочных полос, с повышением до III В категории ИКАО.

В 2017 году акимат Восточно-Казахстанской области реализовал проект строительства «Терминал прилета международного аэропорта г. Усть-Каменогорск на 200 пассажиров в час». Реализация проекта строительства проводилась через увеличение уставного капитала АО «НК «СПК «Ертiс». 

Также в 2018 году акиматом Восточно-Казахстанской области реализован проект «Реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и аэровокзала аэропорта города Семей». 

В 2019 году завершены работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома аэропорта г. Костанай.

 

Какую инженерную инфраструктуру в жилищно-коммунальном хозяйстве обновили в рамках госпрограммы

Одним из разделов программы является модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, финансирование которых осуществляется через механизм бюджетного кредитования и субсидирования. В рамках реализации программы было запланировано до 2020 года снизить износ с 67% до 57%. Кроме того, планировалось улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг потребителям.

За период с 2015-2019 годы для реализации 418 проектов выделено 267,1 млрд тенге, построено и реконструировано 3 482,6 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельных, 88 других объектов.

В МИИР РК отмечают, что износ сетей к концу 2019 года снижен до 57%. Строительно-монтажные работы продолжаются.

 

За годы реализации программы «Нұрлы жол» создано более 500 тысяч рабочих мест 

За 2015-2019 годы в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» при плане 392,9 тыс. рабочих мест создано 559,3 тыс. рабочих мест, в том числе постоянных — 93,9 тыс. и временных — 465,4 тыс.

Строительство паромного комплекса в порту Курык в период реализации позволило создать порядка 3000 рабочих мест и в настоящее время на постоянной основе порядка 200 человек обеспечены работой.

Строительство вторых путей на участке Алматы – Шу позволила создать порядка 1400 человек временной работой.

В период строительства вокзального комплекса «Нұрлы жол» было задействовано порядка 2400 человек, на сегодняшний день комплекс обеспечивает порядка 800 человек постоянной работой.

 

Ускоренный запуск сезона активных строительных работ в рамках программы «Нұрлы жол»

Реализация программ «Нурлы жол» и «Дорожная карта занятости» на 2020 год даст положительный импульс развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и ускоренный запуск сезона активных строительных работ, а также улучшит макро- и микроэкономические показатели:

  • обеспечение занятости населения;
  • поддержка строительных фирм за счет предоставления объемов работ;
  • поддержка производителей строительных материалов, в том числе нефтехимических заводов, за счет потребности битума;
  • улучшение социального климата в районах, также их экономического развития за счет ремонта инфраструктуры;
  • благоприятное воздействие на экономику областей и страны в целом.

В рамках ускоренного запуска строительного сезона в рамках «Нұрлы жол» акиматами областей и городов республиканского значения начаты и ведутся конкурсные процедуры по определению подрядных организаций. 

Кроме того, подрядными организациями во избежание срыва и своевременного проведения строительно-монтажных работ, в настоящее время проводятся работы по заготовке строительно-монтажных работ.

Согласно утвержденным календарным графикам, дислокацию специализированной техники и инженерно-технических работников подрядными организациями планируется осуществить уже в ближайшее время, а строительно-монтажные работы начать во втором квартале текущего года.

В целях усиления контроля за качеством дорожно-строительных работ акиматами будет привлечен РГП «Национальный центр качества дорожных активов». 

Вместе с тем, в рамках программы «Дорожная карта занятости» представленные акиматами перечни проектов в рамках компетенции согласованы уполномоченным государственным органом по автодорожной отрасли.

 

Программа «Нұрлы жол» предусматривает расширение государственно-частного партнерства

Программа «Нұрлы жол» предусматривает расширение государственно-частного партнерства в строительстве автодорог. Развитие и расширение механизма государственно-частного партнерства в строительстве дорог даст огромный эффект по достижению предусмотренных целей инфраструктурного развития программы «Нұрлы жол». Так как ГЧП обладает рядом преимуществ, которые позволяют эффективно реализовывать инфраструктурные проекты, к ним относятся снижение нагрузки на бюджет путем привлечения инвестиций на реализацию проектов, расширение моделей взаимодействия государства и бизнеса и эффективное распределение рисков.

С применением механизма ГЧП в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» в 2017 году был заключен первый контракт ГЧП республиканского значения «Строительство и эксплуатации автомобильного пункта пропуска «Нұр жолы» на казахстанско-китайской границе. Строительство и функционирование объекта осуществлено в 2018 году.

По результатам реализации проекта время прохождения автотранспорта по территории центра от начала регистрации до выпуска с пункта пропуска сокращено от 180 минут до 40 минут.

В настоящее время на пункте пропуска обеспечивается грузопоток на Казахстанско-Китайской границе свыше 200 АТС/сутки, с потенциалом увеличения до 2500 АТС/сутки в последующих годах функционирования, что позволит ежегодно собирать доходы от импорта и экспорта на сумму 50 млрд тенге, это в свою очередь обеспечивает самоокупаемость проекта.

Параллельно в рамках программы «Нұрлы жол» в 2015 году проведен двухэтапный конкурс по определению Концессионера на создание и эксплуатацию в течение 20 лет «Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД)» с протяженностью 66 км. По итогам проведенных конкурсных процедур определен победитель конкурса и в 2018 году между Правительством Республики Казахстан и победителем конкурса – турецко-корейским Консорциумом «Алсим Аларко-Макйол-СК-Корея Экспрессвей» заключен первый концессионный договор республиканского значения.

В 2019 году были достигнуты договоренности по финансированию проекта. В начале текущего года между Правительством Республики Казахстан, Концессионером и Кредиторами проекта подписано Прямое соглашение. С текущего года на реализацию проекта будет обеспечен приток прямых иностранных инвестиций в сумме не менее 150 млрд тенге, что обеспечит строительство с ожидаемым завершением в 2022 году.

В свою очередь, согласно проведенным анализам, планируемый сбор от платы за проезд за 15,5 лет составит 231 млрд тенге, за 25,5 лет — 570 млрд тенге, тем самым ожидается самоокупаемость проекта.

Таким образом, государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» оказала положительное влияние на расширение и развитие механизма ГЧП с получением опыта на достижение эффекта самоокупаемости при реализации крупных инвестиционных инфраструктурных проектов без нагрузки на республиканский бюджет.

 

Цели и задачи второй пятилетки программы

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу РК «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» особое внимание уделил реализации Государственной программы «Нұрлы жол». Глава государства отметил, что в поле зрения исполнительной власти должна находиться полная и качественная реализация программы «Нұрлы жол».

«Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру», — сказал Президент Казахстана.

Отмечено, что на эти цели до 2022 года государство вложит более 1,2 трлн тенге инвестиций.

Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за пять лет реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, сегодня нашла свое продолжение в новой государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.

31 декабря 2019 года Постановлением Правительства РК была утверждена Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.

Программа направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения, повысит мобильность, производительность труда и качество жизни.

В рамках программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге.

Основные задачи в рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы:

  • строительство и реконструкция 10 тыс. км автодорог (в том числе 3,8 тыс. км переходящих проектов), а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети.
  • доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, а протяженность дорог I и II технической категории увеличится до 60%.
  • ремонт более 27 тыс. км дорог областного и районного значения и доведение доли в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95%.
  • модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай.
  • приобретение 600 новых пассажирских вагонов.
  • строительство 16 аэродромов.
  • приобретение 48 единиц судов, в том числе 6 торгового флота и проведение капитального ремонта шлюзов.

По итогам реализации Госпрограммы планируется достичь следующих показателей:

  • Рост производительности труда увеличить на 40% к уровню 2016 года;
  • Рост инвестиций в основной капитал в сфере «Транспорт и складирование» увеличить на 308% к уровню 2016 года;
  • Создание новых рабочих мест 550 тысяч человек (48,5 тыс. постоянных, 502,2 тыс. временных);
  • Доведение 100% автодорог республиканского значения и 95% дорог областного и районного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии;
  • 50 место по Индексу эффективности логистики, индекс оценивается каждые 2 года, по итогам 2018 года – 71 место;
  • 49 место по «Инфраструктура» ГИК ВЭФ, оценивается ежегодно, по итогам 2019 года – 67 место.

Одна из приоритетных задач — обеспечить население дорогой до дома, то есть местными дорогами, общая сеть которых составляет 70,9 тыс. км. 

В 2020 году строительными работами охвачено 4 тыс. км автодорог: 

Караганда – Балхаш – Капшагай, Актобе – Атырау – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Кокшетау – Петропавловск – Курган, Узынагаш – Отар, Мерке – Бурылбайтал, Костанай – Денисовка, Ушарал – Достык.

Для восстановления и поддержания технического состояния республиканской сети капитальным и средним ремонтами планируется охватить 1,5 тыс. км (из них 438 км капитальным ремонтом и 1,1 тыс. км средним ремонтом) автодорог, на что предусмотрено 59 млрд тенге. 

На сегодняшний день из 51 конкурса по среднему ремонту по 18 подведены итоги.

В 2020 году планируется открыть движение на участках автодорог общей протяженностью 2,6 тыс. км, для чего на сегодня заготовлено 27% щебня, 44% ЖБИ и 14% битума от общей годовой потребности.

В текущем году на 5,7 тыс. км автодорог республиканского значения будет внедрена платность.

В сфере гражданской авиации в текущем году в рамках госпрограммы планируется завершение строительства международного аэропорта в г. Туркестан и пассажирского терминала в аэропорту г. Шымкент.

В рамках госпрограммы для стимулирования внутреннего туризма в текущем году планируется начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Урджар.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться