Эксперты о ЕАЭС: Усиление конкуренции на рынке ЕАЭС — главное достижение евразийской интеграции

31 января в Алматы состоится очередное заседание Межправительственного совета ЕАЭС. Одной из основных тем Межправсовета Евразийского союза в Алматы станет развитие торговли и цифровой интеграции стран-участниц. Накануне мероприятия редакция PriemeMinister.kz собрала комментарии ведущих казахстанских экспертов касательно участия Казахстана в ЕАЭС. 
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик государств-членов. Таким мнением поделилась директор Казахстанского института стратегических исследований (KAZISS) при Президенте РК Зарема Шаукенова.

«Уникальное географическое положение и экономический потенциал Казахстана способствуют его устойчивому развитию в рамках интеграционного объединения и позволяет уверенно реализовывать основную цель – свободное движение капитала», — отметила она.

По ее словам, ЕАЭС создает благоприятные условия для достижения странами-участницами синергетического эффекта, как от внешнеэкономической деятельности, так и внутриэкономических процессов. Так, по итогам первых пяти лет отмечается значимый рост макроэкономических показателей. Валовой внутренний продукт ЕАЭС по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) увеличился на 13%, ВВП на душу населения – на 12%, уровень безработицы сократился на 12%, инвестиции в основной капитал поднялись на 19%.

В современных условиях для Казахстана развитие устойчивых экономических связей с внешними партнерами — важный вектор экономического развития. ЕАЭС в данном контексте открывает широкие возможности и перспективные направления роста экспортного потенциала, что в конечном итоге отражается на уровне благосостояния казахстанцев.

Каждая страна имеет свои преимущества на основе интеграции. Для Казахстана — это облегчение экспорта на базе единых таможенных норм, беспошлинная торговля, интеграция в глобальные транспортные узлы с выходом в другие экономические макрорегионы мира.

Подписанные соглашения в рамках ЕАЭС способствуют улучшению экономических связей Казахстана со странами в других регионах. Например, в 2016 году страны ЕАЭС заключили первое соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Так, средний ежегодный темп роста товарооборота Казахстана с Вьетнамом с 2016 по 2018 год составил почти 13%. По итогам 7 месяцев 2019 года товарооборот Республики Казахстан с Вьетнамом оценивается в более чем 246 млн. долл. США, что выше показателя аналогичного периода 2018 года на 2%.

Соглашения о зоне свободной торговли с Сингапуром, крупнейшим торговым хабом Юго-Восточной Азии позволяет расширить присутствие отечественной продукции обрабатывающей промышленности. Следует отметить, что товарооборот с Сингапуром в 2018 году составил более $522 млн и увеличился почти в 6 раз по сравнению с 2016 годом. Удельный вес товарооборота Казахстана с Сингапуром в 2018 году составил 37,4% от общего объема товарооборота со странами-членами АСЕАН.

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (KAZISS) при Президенте РК Санат Кушкумбаев в свою очередь высказался о возможности присоединения новых членов к Евразийскому экономическому союзу.

«В обозримой перспективе не исключено. С точки зрения развития ЕАЭС наиболее логичны кандидатуры Узбекистана и Таджикистана. Всем известна дискуссия по возможному присоединению Узбекистана к объединению. На данный момент Ташкент готов быть наблюдателем в ЕАЭС и хотел бы проанализировать все возможные преимуществ и издержки от членства. Такой же вопрос стоит и перед Таджикистаном. Душанбе также осмотрительно взвешивает все плюсы и минусы», — сказал С. Кушкумбаев.

 В целом, он считает, что участникам ЕАЭС присоединение этих стран будет выгодным, при условии, что новые члены действительно присоединятся ко всем достигнутым соглашениям. Соответственно вопрос сейчас больше заключается в том, посчитают ли выгодным членство сами потенциальные кандидаты.  

Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (KAZISS) при Президенте РК Вячеслав Додонов рассказал о том, насколько перспективно развитие торгово-экономического развития стран-участниц ЕАЭС. Согласно его мнению, развитие торговых отношений в рамках ЕАЭС, безусловно, перспективно, особенно с учетом того, что многие предприятия этих стран ранее объединяли связи производственной кооперации в рамках единого хозяйственного комплекса. В ряде отраслей и регионов до сих пор сохранились взаимно дополняющая структура производства, которая формирует значительную часть товарооборота. Но даже без учета этих связей торговля между соседними государствами имеет очевидные плюсы за счет факторов логистики и транспортной доступности, которые делают ее более эффективной. 

«Торгово-экономическое сотрудничество непосредственно влияет на темпы развития экономики в целом, выступая драйвером развития многих отраслей. Соответственно, велико влияние внешней торговли и на конкурентоспособность экономики, поскольку конкурентоспособность эта проявляется на внешних рынках, в форме способности национальной хозяйственной системы предложить мировым рынкам востребованный продукт. Так что влияние непосредственное», — отметил В. Додонов. 

Также эксперт подчеркнул, что о выгоде взаимной торговли можно судить по тому, что она растет, и достаточно динамично. За четыре полных года существования ЕАЭС (статистика за 2019 год пока недоступна) торговля Казахстана со странами ЕАЭС выросла на 23,4%, экспорт – на 18,1%, импорт – на 25,8%. При этом темпы роста импорта были выше средних (для казахстанского импорта в целом), экспорта – ниже, а товарооборота в целом – на одном уровне с объемов всей внешней торговли Казахстана.

Рассказывая об общем финансовом рынке ЕАЭС, В. Додонов отметил, что процесс формирования общего рынка финансовых услуг ЕАЭС идет в русле запланированных действий. В прошлом году на ереванском саммите была принята Концепция формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза, что дает основания предположить, что вероятность создания и этого рынка, и межгосударственного финансового органа к 2025 году велика. Создание такого органа предусмотрено Договором о создании ЕАЭС, пунктом 2 статьи 103, в котором говорится: «Государства-члены после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков примут решение о полномочиях и функциях наднационального органа по регулированию финансового рынка и создадут его с месторасположением в городе Алматы в 2025 году». Поскольку решение о данном органе было принято еще на момент подписания Договора в 2014 году, идущий процесс по формированию общего финансового рынка является плановым, заложенным в базовом документе ЕАЭС. 

Также в отношении данного органа уместно уточнить, что после создания его функции не будут включать непосредственный надзор за участниками национальных финансовых рынков. Предполагается, что этот орган на первом этапе своего существования будет анализировать финансовое законодательство стран ЕАЭС на соответствие международным стандартам и давать рекомендации по их внедрению, сотрудничать с международными организациями и регуляторами и представлять интересы союза на международных площадках. В дальнейшем, по мере углубления финансовой интеграции, члены Союза рассмотрят вопрос о расширении его полномочий, но можно предположить, что это расширение также займет достаточно продолжительный период.

Что же касается интересов граждан, то, по словам В. Додонова, они заключаются в упрощении получения доступа к услугам, предоставляемым финансовыми компаниями других стран ЕАЭС, возможности получения доступа к финансовым рынкам стран союза, а также в улучшении качества финансовых услуг на рынках своих стран за счет повышения на них конкуренции вследствие прихода компаний из других государств союза.

Не секрет, что Казахстан — страна больше импортирующая, нежели экспортирующая. Какой же эффект приносит стране интеграция в области экспорта? Как изменился экспорт товаров? В. Додонов дал исчерпывающие ответы и на эти вопросы. Он назвал две характерные для казахстанского экспорта тенденции. 

Во-первых, в целом в казахстанском экспорте значительна доля сырья, более 85% от всего объема. В страны-партнеры по ЕАЭС направляется примерно 10% казахстанского экспорта. При этом по структуре тех товаров, которые мы экспортируем, большая часть из них остается, к сожалению, сырьевой. Так, наибольшие объемы составляют минеральные продукты, металлы и изделия из них (40,5% и 26,4%). При этом основные потоки экспорта направлены в Россию. Но, вместе с тем, постепенно наращивается доля и обработанных материалов. Так, за 9 месяцев 2019 года доля продуктов животного и растительного происхождения, готовых продовольственных товаров в товарной структуре экспорта в страны ЕАЭС составила 10%; машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 7,6%. По сравнению с показателями 2018 года рост составил 0,2 и 1,2% соответственно.

Во-вторых, рынок ЕАЭС очень важен для Казахстана с точки зрения наращивания доли несырьевого экспорта. Мы имеем потенциал к поставкам товаров с высокой добавленной стоимостью, товаров обрабатывающей промышленности. Так, за 11 месяцев 2019 года доля ЕАЭС в экспорте машин и оборудования составила 42,2%, продукции химической промышленности – 30,5%, строительных материалов – 44,3%, обуви, головных изделий и галантерейных товаров – 70,5%, текстиля и текстильных изделий – 26,9%, металлов и изделий из них– 20,5%, продуктов и продовольственных товаров – 18,9%.  Однако реализации всего потенциала мешают разного рода барьеры. В этом направлении ведется работа.

По мнению эксперта, промышленная кооперация и, шире – инвестиционное сотрудничество – является не менее, а возможно, и более важным направлением сотрудничества Казахстана с партнерами по ЕАЭС, чем торговля, поскольку именно это направление вносит существенный вклад в крайне актуальную для страны проблему модернизации экономики, ее диверсификацию и снижению зависимости от сырьевого сектора. 

«Базой промышленной кооперации является приток инвестиций из стран союза, поступление которых в Казахстан было в период существования ЕАЭС очень динамичным. Годовой объем валового притока ПИИ увеличился в 2,6 раза в 2018 году относительно уровня 2015 года и достиг $1,6 млрд, а удельный вес стран ЕАЭС в валовом притоке ПИИ в Казахстан составил 6,4% против 3,9% в 2015 году. Еще более выраженной является динамика чистого притока ПИИ из стран ЕАЭС. Абсолютный объем годового чистого притока ПИИ из стран союза вырос с 2015 по 2018 годы в 2,4 раза, а удельный вес в 2,6 раза и достиг 13%. В 2019 году удельный вес стран ЕАЭС продолжил рост и увеличился до 14,2%. Таким образом, инвестиции из ЕАЭС к настоящему времени стали одним из основных источников формирования чистого притока ПИИ. За годы существования ЕАЭС объем работающих в Казахстане инвестиций из стран объединения вырос на $4,6 млрд (на 66%)», — сообщил В. Додонов.

По его мнению, конкретные примеры промышленной кооперации казахстанского бизнеса с компаниями из ЕАЭС включают прежде всего сотрудничество с российскими партнерами, которое носит многоотраслевой характер – в отличие от других стран, занимающих лидирующие позиции в качестве инвесторов в Казахстан и присутствующих в основном в сырьевом секторе, российские инвестиции распределены достаточно равномерно по многим видам деятельности, включая обрабатывающую промышленность. 

«Традиционными направлениями сотрудничества является нефтегазовый сектор, где с 1995 года работает «ЛУКойл», крупным инвестором химической промышленности является «Еврохим», российские компании присутствуют в металлургии, фармацевтике, машиностроении», — отметил эксперт. 

В свою очередь, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (KAZISS) при Президенте РК Ирина Черных, считает, что интеграция в сфере торговли и создание общего рынка товаров являются одним из первых начинаний стран и берут свое начало еще с момента создания Таможенного Союза. Поэтому вопрос о готовности или неготовности Казахстана уже не стоит. 

В то же время следует признать, что именно это направление интеграции традиционно вызывает наибольшее количество критических оценок. Одной из проблемных зон являлось практически полное дублирование товарной структуры взаимной торговли Казахстана с партнерами по ЕАЭС с товарной структурой внешней торговли в целом. 

«В то же время, начиная с 2018 года, фиксируется значимая диверсификация товарных позиций в экспорте в страны ЕАЭС Важным достижением казахстанского экспорта в ЕАЭС в 2019 г. является рост доли продукции с высокой степенью переработки. Таким образом, несмотря на преобладание в экспорте Казахстана в страны ЕАЭС сырьевых товаров, можно констатировать рост несырьевого экспорта. Это обстоятельство создает необходимые условия для развития конкурентного потенциала реального сектора национальной экономики», — сказала И. Черных. 

Что касается готовности Казахстана к цифровой интеграции, то здесь ответ только положительный. По мнению эксперта, по качеству и темпам развития цифровой экономики Казахстан, наряду с Россией занимает лидирующие позиции на пространстве всего СНГ. 

«Мы не только готовы подключиться к  процессам цифровой интеграции в ЕАЭС, но и сами являемся генераторами идей и разработчиками инициатив. Так, в перечень казахстанских инициатив входят внедрение цифровых технологий развития агропромышленного комплекса и создание электронной биржи труда.  Казахстан презентовал механизм электронного лицензирования, позволяющего не только автоматизировать процессы лицензирования, выдачи разрешительных документов, но и обеспечить прозрачность механизма информационного взаимодействия между государственными органами и бизнес-сообществом. Другой инициативой Казахстана стал запуск «Открытой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса», — пояснила И. Черных.

В целом,  Договор фиксирует готовность стран-участников ЕАЭС, к обеспечению четырех основных свобод на пространстве ЕАЭС. Речь идет о свободе движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, Договор отражает обязательства участников по  отраслевым направлениям интеграции. Среди таких отраслей: единая торговая политика и политика в области технического регулирования, согласованная макроэкономическая и валютная политика, скоординированная политика в области транспорта и энергетики, согласованная политика в агропромышленной сфере, сотрудничество в области промышленности, а также согласованная политика в сфере защиты прав потребителей.

«Для начала отмечу, что работа по созданию общих рынков и политик проводится поэтапно. Так, общий рынок лекарственных средств заработал еще в 2016 году и устойчиво демонстрирует рост показателей взаимной торговли фармацевтической продукцией. С 2016 года на пространстве ЕАЭС приступили к формированию единого транспортного пространства. Работа в этом направлении регулируется «дорожными картами», предусматривающими регулирование процессов интеграции в сфере воздушного транспорта, наземного и водного транспорта, а также общую транспортную политику. К 2025 году ожидается отмена любых ограничений на перевозки внутри пространства ЕАЭС», — сказала эксперт.

Договор о ЕАЭС утверждает и основные принципы взаимодействия в рамках развития агропромышленного комплекса. Надо признать, что вопрос о необходимости проведения согласованной аграрной политики встал значительно раньше, и отдельные моменты отражены уже в договорах о ТС и ЕЭП. Однако существовавшая в тот период договорно-правовая база не позволяла реализовать целостную политику в вопросах регулирования общего аграрного рынка и продовольственной безопасности.  В целях устранения существующих недостатков была разработана Концепция, ставшая первым в истории Союза комплексным отраслевым документом по вопросам интеграционного взаимодействия. Основные положения Концепции были включены в Договор о Евразийском экономическом союзе. И сегодня интеграционные процессы в смежных отраслях, например, обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарно-санитарных мер в отношении сельскохозяйственной продукции, осуществляется с учетом целей, задач и направлений согласованной агропромышленной политики.

Как подчеркнула политолог, в прошлом году запущен первый этап формирования общего электроэнергетического рынка. Впереди предстоит еще большая работа по согласованию позиций сторон, определению правил функционирования рынка и т.п.  Ожидается, что полноценно общий электроэнергетический рынок начнет функционировать не позднее 2025 года.

«Важными моментами, на которых акцентирует внимание Договор о ЕАЭС, являются создание единого рынка услуг, а также обеспечение согласованной  политики в части социального обеспечения граждан стран-участниц. В частности речь идет о возможности применения национального режима соцобеспечения для граждан всех, участвующих в Договоре, стран, обеспечении беспрепятственного доступа ко всем, оказываемым в стране  медицинским услугам,экспорте пенсий, взаимозачете трудового стажа, накопленного в других странах-участницах и т.д», — сказала И. Черных. 

Руководитель Отдела социально-экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований (KAZISS) при Президенте РК Жанна Каримова отметила, что прошедшие пять лет доказали несостоятельность опасений о жизнеспособности и эффективности ЕАЭС для стран-участниц. 

По оценкам Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ЕАЭС функционирует как второе по степени развития интеграционное объединение в мире после Европейского Союза.

«Сегодня можно с уверенностью заявить, что ЕАЭС создает положительный синергетический эффект для экономик стран-участниц. Формирование наднационального законодательства, снятие таможенных постов и снижение нетарифных барьеров стало важным фактором для роста взаимной торговли», — подчеркнула политолог. 

Так, объем взаимной торговли ЕАЭС за ноябрь 2019 года составил $5 628,8 млн. К ноябрю 2018 года его величина увеличилась на 11,3 % или $572,3 млн, к предыдущему месяцу – на 5,9 % или $315,6 млн. Для Казахстана прирост показателя в сравнении с 2018 г. составил – 123,7 % ($598,2 млн).

Участие в интеграционном объединении открыло также перспективы роста инвестиционной привлекательности и развития деловой среды. Так, в рейтинге «Ведение бизнеса – 2019» ЕАЭС расположился на 31-ом месте. В 2019 году в рейтинге Doing Business Казахстан улучшил свои позиции и поднялся с 28 места на 25-е.

Как считает эксперт, в ближайшей перспективе интеграционные процессы в рамках ЕАЭС будут набирать силы. Значительное внимание стран-участниц будет уделено устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС, интеграции национальных информационных систем, взаимодействию в области таможенного регулирования и формированию общих рынков.

В частности, речь идет о завершении формирования общих рынков электроэнергии, финансовых услуг, нефти, нефтепродуктов и газа. Особого внимания со стороны интеграционных институтов, государственных органов и бизнеса потребуют вопросы урегулирования нетарифных барьеров внутри ЕАЭС. Формирование общих рынков потребует поддержания эффективной макроэкономической среды, включая решение валютно-финансовых вопросов.

В целях расширения положительных эффектов интеграции сеть зон свободной торговли и количество соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС с третьими странами будет увеличиваться.

Руководитель Представительства Казахстанского института стратегических исследований (KAZISS) при Президенте РК в г. Алматы Асель Абен заявила, что в 2015-2016 годах экономика Казахстана прошла «дно» кризиса и взяла курс на постепенное восстановление. Рост был обусловлен постепенным ростом цен на нефть, ростом внутренних инвестиций по различным государственным программам и улучшением геополитической ситуации. Положительную динамику роста демонстрировали отрасли обрабатывающей промышленности.

В свою очередь рынок ЕАЭС оказывает положительное влияние на экономику РК. Следует отметить что объем внешней торговли Казахстана составил в 2010 г. $91 397,5 млн  и в 2018 г. $93 489,7 млн (темп роста к базисному 2010 году 102,6%). За этот же период прирост во взаимной торговли Казахстана со странами ЕАЭС составил 1,1%. Для нас положительным является тот факт, что торговля со странами ЕАЭС за период его функционирования демонстрирует рост и по товарообороту, и по экспорту, и по импорту. Особым достижением казахстанского экспорта в ЕАЭС к 2019 г. является рост доли продукции с высокой степенью переработки (готовых изделий – машин, оборудования и транспортных средств), что существенно повышает потенциал конкурентоспособности.   

Кроме того, решая вопрос свободного обращения товаров в рамках ЕАЭС, сторонами ведется активная совместная работа по устранению препятствий на внутреннем рынке. Казахстан принимает активное участие и стремится оказать необходимое содействие в решении этих вопросов. 

Следует отметить, что Евразийской экономической комиссией доработаны определения терминов, которые необходимы для оценки препятствий на внутреннем рынке союза.

  • Барьеры - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза. Поскольку барьеры являются нарушением права ЕАЭС, то в отношении них сразу принимаются меры по устранению
  • Изъятия - предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.
  • Ограничения - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза. 

Изъятия и ограничения не являются нарушениями права ЕАЭС и устраняются в соответствии с планами мероприятий. В целях устранения препятствий утверждена Дорожная карта по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018-2019 годы. По состоянию на октябрь 2019 года в реестре препятствий содержалось 18 барьеров, 38 ограничений и 14 изъятий. Реализация мероприятий согласно Дорожной карте – одна из наших главных задач.

Как подчеркнула эксперт, наиболее проблемными сферами, связанными с препятствиями, являются техническое регулирование, таможенное регулирование, транспортная политика. 

«Скоординированная и целенаправленная работа со стороны всех членов союза позволит сформировать общий рынок товаров с едиными требованиями и, соответственно, создаст условия для беспрепятственного перемещения товаров», — сказала политолог. 

Стоит отметить, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года, время его действия еще относительно невелико для того, чтобы оценивать результаты. В целом, можно сказать, это революционных изменений в части взаимной торговли или иных сферах он не несет, так как выступает преемником Таможенного кодекса Таможенного союза. 

В новом документе имеется ряд улучшений, направленных, в частности, на автоматизацию бизнес-процессов на таможне (приоритет электронного декларирования) и призванных облегчить процедуры декларирования, таможенного оформления и уплаты пошлин. Совершенствование кодекса призвано не только снизить препятствия для взаимной торговли, но и улучшить условия для реализации транзитного потенциала.

Национальные интересы и, в частности, национальное законодательство, согласуются с нормами ЕАЭС. Так, в Казахстане принятие нового Таможенного кодекса ЕАЭС привело к принятию обновленного кодекса "О таможенном регулировании в РК", в котором имплементированы положения Таможенного кодекса ЕАЭС.

Союзное правовое поле влияет на национальные законодательства стран-участниц. В то же время, национальные нормы и практики до настоящего времени сохраняют противоречия с союзным законодательством. Такие противоречия, в частности, в сфере взаимной торговли фиксируются Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), которая ведет Реестр препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, в котором фиксируются все их виды (барьеры, изъятия, ограничения), и работает над их устранением. 

В настоящее время Евразийской экономической комиссией зафиксировано в 67 препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза, в том числе 16 барьеров, 14 изъятий и 37 ограничений. Количество препятствий по отдельным странам ЕАЭС примерно одинаково – максимальное их количество приходится на Россию (50), минимальное – на Кыргызстан (44). Казахстан по количеству препятствий занимает второе после России место (48). При этом можно отметить, что большинство препятствий (44 из 68) применяются всеми пятью государствами ЕАЭС.  Таким образом, за нарушение нормативной базы ЕАЭС и создание препятствий на внутреннем рынке союза ответственны практически в равной мере все пять стран.

«Наша основная задача – следование выбранной стратегии и эффективное воплощение в жизнь ранее принятых программ. При этом необходимо проводить строгий контроль за их реализацией. Самая главная задача, которую мы стремимся решить – это диверсификация экономики. У нас уже есть определенный опыт и некоторые результаты; провели две фазы индустриализации, переходим к третьей фазе.  Однако рост, основанный на высокой производительности и инновациях – задача непростая. Для этого требуется создать высококачественную систему образования, которая поощряет и стимулирует творческий потенциал в науке, создает условия для инновационной деятельности», — сказала А. Абен. 

Подводя итоги, эксперт отметила, что успешное многовекторное партнерство со многими странам позволяют Казахстану выйти на новый уровень экономического развития. Необходимо лишь более эффективно внедрять международный опыт, с учетом казахстанской специфики. 

«Усиленная работа ведется по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций в страну, созданию условий для развития бизнеса. У нас хороший рейтинг в «Doing Business» (25 место). Однако имеются проблемы бюрократического характера, проблемы с коррупцией и прозрачностью. Над этим ведется определенная работа. По последним данным рейтинга стран мира по восприятию коррупции Казахстан  улучшил свои позиции и занял 114 место», — резюмировала политолог. 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться