Азамат Ескараев рассказал о совершенствовании деятельности органов юстиции

В текущем году Министерство юстиции планирует разработку 27 законопроектов. Это, к слову, на 22% больше, чем в прошлом году: 8 законопроектов находятся на рассмотрении Мажилиса Парламента, еще 6 будут внесены до конца месяца. Об этом доложил министр юстиции Азамат Ескараев на брифинге в Службе центральных коммуникаций. 

Президентом К.-Ж. Токаевым подписаны два закона:

  1. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы Республики Казахстан»;
  2. «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы Республики Казахстан по вопросам административной реформы Республики Казахстан». 

Министерством юстиции разработаны 3 законопроекта: по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, совершенствования и расширения сферы административной юстиции, а также Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Депутатским корпусом инициированы 18 законопроектов по вопросам статистики, связи, цифровизации, лесного хозяйства, селекционных достижений и семеноводства, выплат детям из нацфонда, онлайн-рекламы, профсоюзов, незаконно приобретенных активов, а также кодексов об административных правонарушениях и о налоговых платежах.

Ключевая роль в обеспечении качества и единства проектных положений отведена проводимой Минюстом юридической экспертизе. Всего на юридическую экспертизу поступило 26 разработанных госорганами законопроектов, половина из которых возвращена на доработку.

«Ведомством ведется планомерная работа по исполнению поручения Главы государства по повышению качества нормотворческого процесса. Возврат законопроектов на доработку является результатом этой работы», — отметил министр юстиции.

Министерство ведет трансформацию работы Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. В результате ужесточен спрос с разработчиков, осуществляется глубокая проработка концепций законопроектов с привлечением представителей научного сообщества и экспертов отраслей, возобновлен очный режим заседаний с возможностью их трансляции в СМИ для обсуждения реформ непосредственно на площадке комиссии. Теперь проекты актов обсуждаются на предмет социально-экономического эффекта, потенциальных рисков, а также возможности возникновения негативного общественного резонанса. 

«С начала года комиссией рассмотрены 4 проекта концепции законопроектов, 3 проекта постановлений Правительства, 8 консультативных документа регуляторной политики, 26 заключений Правительства к законопроектам, инициированным депутатами Парламента», — сказал А.Ескараев. 

В рамках процесса дебюрократизации деятельности госаппарата, инициированной Президентом, осуществляется работа по ревизии законодательных актов на предмет излишней законодательной регламентации. Так, в течение первого полугодия текущего года Минюстом совместно с 30 госорганами проведена ревизия 260 законов. В результате из 4437 функций госорганов, регламентированных на уровне закона, на уровень подзаконных актов планируется перенести порядка 2218 функций. На подзаконном уровне устанавливаются функции, осуществление которых не затрагивает важнейшие общественные отношения. 

На особом контроле у руководства страны находится вопрос возврата государству незаконно приобретенных активов. Соответствующий законопроект разработан депутатами Мажилиса Парламента. Основной целью проекта является определение параметров для возврата незаконно приобретенных активов, находящихся как на территории страны, так и за ее пределами. Проектные положения также направлены на устранение условий, способствовавших их незаконному приобретению и выводу.

«Предполагается, что под действие закона будет подпадать ограниченный круг лиц», — уточнил глава Минюста.

При этом к физическим лицам предлагается отнести владельцев активов необъяснимого происхождения, и в отношении которых имеются сведения:

  • о занятии ответственной госдолжности или наличии (в том числе ранее) административно-властных ресурсов в отношении лиц, занимающих ответственную госдолжность, или лиц, выполняющих управленческие функции в госорганизации или субъекте квазигоссектора;
  • о получении активов с использованием административно-властных ресурсов.

Меры по возврату активов будут распространяться также на аффилированных с вышеуказанными субъектами лиц, например, на близких родственников.

«Таким образом проект закона вводит действенные меры против крупной коррупции и олигопольных групп, сросшихся с субъектами административно-властных ресурсов», — отметил Азамат Ескараев.

При этом сохраняются возможности конфискации незаконно приобретенных активов в рамках уголовного процесса и на основании решений судов или иных уполномоченных органов зарубежных государств. Выбор одного из способов будет осуществляться в зависимости от характера и обстоятельств дела. 15 июня законопроект внесен в Сенат Парламента.

Министерством также осуществляется юридическая экспертиза проектов актов Главы государства и Правительства, а также других актов наднационального характера. На сегодняшний день зарегистрировано 1 872 нормативных правовых акта, юридическая экспертиза проведена по 80 проектам Указов Президента, 778 проектам постановлений Правительства, 86 проектам распоряжений Премьер-Министра, по 466 проектам актов органов ЕАЭС, а также 26 проектам других международных договоров.

Продолжается работа по защите интересов государства в 22 разбирательствах. В ряде отдельных дел имеются решения в пользу Казахстана. По другим судебным производствам разбирательства продолжаются. 

«Ввиду нежелательности разглашения методов и стратегии защиты комментирование разбирательств и дальнейших шагов по ним не представляется возможным», — сказал министр юстиции и заверил, что все принимаемые меры находятся на постоянном контроле.

Далее А.Ескараев рассказал о регистрационной деятельности и организации юридических услуг. Так, в первом полугодии текущего года оказано 8 226 млн госуслуг, из которых 7 936 млн или 96,4% оказано в электронном формате. Также за это время оказано 812 тыс. госуслуг, из которых 784 тыс. или 95% оказано в электронном формате.

В первом полугодии текущего года апостилировано 29,4 тыс. документов, 3 337 из которых через портал «Электронного правительства».

Местными исполнительными органами зарегистрировано 253 334 актовых записей, из них:

  • о рождении – 158 262;
  • о смерти – 49 725;
  • о заключении брака – 38 950;
  • о расторжении брака – 6 397.

Законом от 14 июля 2022 года в Кодекс «О браке (супружестве) и семье» внесены ряд изменений, направленных на оптимизацию госуслуг регистрации актов гражданского состояния:

  • с 1 июля 2023 года функция РАГС передана в Госкорпорацию;
  • внедрены электронные свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния на территории страны;
  • сокращен срок регистрации брака с 1 месяца до 15 календарных дней.

На сегодняшний день департаментами юстиции заключены соглашения об оказании бесплатной юридической помощи с 2 268 адвокатами и юридическими консультантами. Для этих целей из республиканского бюджета выделено 2 719 506 тенге. В результате бесплатная юридическая помощь оказана 89 852 гражданам.

20 июня 2022 года Главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сферах интеллектуальной собственности и оказания гарантированной государством юридической помощи», который направлен на:

  1. повышение прозрачности и эффективности деятельности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
  2. введение нового объекта «географическое указание», что позволит отечественным товаропроизводителям выйти на мировые рынки с новыми возможностями;
  3. введение краткосрочной охраны незарегистрированных промышленных образцов на срок не более 3-х лет с даты введения в оборот.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства 12 июля 2022 года Премьер-Министром утверждена Дорожная карта по дальнейшему развитию сферы интеллектуальной собственности на 2022-2024 годы, которая предусматривает мероприятия по:

  1. цифровизации системы интеллектуальной собственности;
  2. стимулированию инноваций и передачи технологий;
  3. совершенствованию правоприменительной практики в области интеллектуальной собственности и проработке вопроса создания специализированного суда в данной сфере;
  4. совершенствованию нормативной правовой базы;
  5. гармонизации законодательства страны с Международной конвенцией по охране новых сортов растений (УПОВ), выработке предложений по присоединению к Марракешскому договору об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям, к Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники и др.

Сфера исполнительного производства является наиболее чувствительной. Всего по республике осуществляют деятельность 263 государственных и 2 178 частных судебных исполнителей. 

За 5 месяцев 2023 года в производстве находилось 6,2 млн исполнительных производств на сумму 18 трлн 479 млрд тенге, 30% или 2 млн из которых уже окончено (на сумму 2 трлн 472 млрд тг). Из оконченных исполнительных производств 965 тыс. или 48% исполнено (на сумму 200 млрд 371 млн тг). Значительную часть из указанного количества составляют документы по взысканию алиментов. По республике это более 288 тысяч или 5% производств. 

Из остатка производств по взысканию алиментов, находящихся на исполнении, проблемными являются 16 345 (5%), при этом по 9 490 (58%) документам задолженность составляет более трех месяцев и погашается частично (4,7 млрд тенге), по 6 855 (42%) документам задолженность не погашается вообще (8 млрд тенге). 

«Как показывает анализ, основными причинами неуплаты алиментов являются в основном отсутствие у должников официального места работы, доходов, имущества, на которое возможно обратить взыскание. При этом отдельные должники, имея реальные материальные возможности, намеренно уклоняются от содержания своих детей либо скрывают свое имущество», — отметил А. Ескараев. 

Так, за 5 месяцев текущего года за неисполнение судебных актов по алиментным платежам к административной ответственности привлечены 1 094 должника, для привлечения к уголовной ответственности в рамках статьи 139 Уголовного кодекса в органы внутренних дел направлено 410 представлений, из которых 76 направлены в суд, 196 прекращены по реабилитирующим основаниям, по 21 делу принято решение о прекращении по нереабилитирующим основаниям. В отношении 6 969 должников выставлен временный запрет на выезд из страны. 

«По всем проблемным исполнительным производствам о взыскании алиментов судебными исполнителями принимаются меры принудительного характера. В некоторых случаях затрудняется взыскание алиментов из-за отсутствия у должника постоянного дохода и имущества. В этой связи региональными департаментами юстиции совместно с акиматами на постоянной основе проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства должников. К примеру, за 5 месяцев этого года по республике были трудоустроены 1 362 таких должника», — проинформировал министр юстиции. 

Имеющаяся практика специализации некоторых контор судебных исполнителей на взыскании алиментов, когда судоисполнители, не отвлекаясь на другие взыскания, совершенствуют свои навыки по ведению таких производств, показывает свою эффективность. В Минюсте полагают, что данную практику по открытию специализированных контор по взысканию алиментов необходимо распространить в каждом регионе.

С начала года в территориальные подразделения Центра судебных экспертиз от правоохранительных органов и судов поступило 79 553 материалов о назначении судебной экспертизы (по судебной экспертизе – 22 740, по судебно-медицинской экспертизе – 56 813), что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2022 года (2022 г. – 84 244 материалов), из них выполнены 71 422 экспертизы (СЭ – 18 894, СМЭ – 52 528), что на 7,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (2022 г. – 77 006).

С начала года достигнута договоренность с местными исполнительными органами Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Актюбинской, Костанайской, Павлодарской, Абайской, Кызылординской областей, области Абай, города Шымкента по ремонту зданий, Северо-Казахстанской и Жамбылской областей о выделении зданий, областях Жетісу, Ұлытау о выделении земельных участков для строительства зданий. 

Министерством реализовывается 12 проектов цифровизации в рамках портфеля проектов «Digital Justice» – «Цифровая юстиция». 

Проект «Е-заңнама» направлен на цифровизацию законотворческого процесса и позволит выявлять противоречия и коллизии законодательства, отслеживать взаимосвязанные нормы, оптимизировать процессы разъяснения населению планируемых инициатив. В целом «Е-заңнама» повысит прозрачность нормотворческих процессов. Запуск пилотного проекта ожидается в III квартале т.г., а ввод в эксплуатацию в ноябре-декабре т.г.

Вопросы повышения качества судебной экспертизы, ее объективности и независимости являются краеугольными в обеспечении полноценной состязательности сторон в уголовном процессе. Проект «Е-saraptama» позволит автоматизировать взаимодействие как с правоохранительными, так и с судебными органами. 

Прозрачность деятельности судебного эксперта будет обеспечена путем произвольного выбора эксперта автоматизированной системой. Это позволит усилить ведомственный контроль судебно-экспертной деятельности.

В рамках проекта «Цифровой нотариат» граждане получили возможность в онлайн-формате получать доверенности без посещения нотариуса. Теперь все виды доверенностей, за исключением связанных с распоряжением имущества, доступны гражданам в мобильном приложении. Благодаря новому подходу будет применяться биометрическая идентификация, результаты услуг будут доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7. Граждане могут предъявлять цифровые доверенности в различных инстанциях (к примеру: банки второго уровня, ЦОН и т.д.).

Цифровизация исполнения судебных актов остается актуальным вопросом. Для удобства как взыскателей, так и должников сервис «Кабинет сторон» может отслеживаться пользователями со смартфонов в режиме онлайн. Кроме того, автоматизировано онлайн-наложение и снятие обременений на автотранспортные средства, по аналогии с арестами банковских счетов.

На сегодняшний день оплатить задолженность можно через терминалы, установленные в пунктах пропуска государственной границы и в общественных местах, а также посредством мобильных приложений Kaspi, Bereke и Казпочта. Также ожидается подключение сервиса снятия ограничений на выезд из страны через мобильные приложения Halyk Homebank, Freedom24.

Усиление ведомственного контроля Министерства юстиции за деятельностью судебных исполнителей будет реализовано также посредством автоматизации аналитических инструментов и онлайн-фиксаций производимых действий.

«Для снижения долговой нагрузки с граждан разработан 100% автоматизированный процесс принятия исполнительных документов направлением уведомлений о необходимости исполнения требований исполнительного документа. При принятии исполнительного документа в производство АИС ОИП в процессе пилота предлагается не взымать оплату деятельности. Для реализации данного проекта необходимо внести изменения в законодательство в целях регламентации роботизированного исполнительного производства», — сказал он.

Кроме того, в текущем году разрабатывается мобильное приложение АИС ОИП, в котором планируется реализовать функции: поиска исполнительных документов, контактов судебных исполнителей, проверки в Едином реестре должников и запретов на выезд, наличия обременений, подписания документов посредством мобильного ЭЦП, Push-уведомления, проверки документов (легитимность постановлений судебных исполнителей).

Проект «Е-заң көмегі» предназначен для повышения уровня автоматизации деятельности адвокатов, юридических консультантов, их взаимодействия в режиме онлайн с участниками процесса и другими заинтересованными сторонами, в т.ч. в рамках гарантированной государством юридической помощи.

В 2020 году посредством интеграции с Единым реестром досудебных расследований Генеральной прокуратуры был запущен сервис по онлайн-процессу назначения адвокатов в рамках электронного формата уголовного судопроизводства по ГГЮП. 

При этом назначение производится рандомно, что позволило нивелировать риски выбора «удобного» для дела адвоката.

«Мы планируем реализовать онлайн-фиксацию времени затрачиваемого в рамках ГГЮП для обеспечения справедливой оплаты услуг. На сегодняшний день все 53 услуги Министерства юстиции доступны на сайте egov.kz. При этом активно ведутся работы по их реинжинирингу и переводу в полный электронный формат», — сказал А.Ескараев.

С января т.г. на сайте egov.kz автоматизирован процесс внесения изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния, а также полностью автоматизирована услуга регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации. Аналогичную работу планируется провести по услугам в сфере регистрации юридических лиц.

С января т.г. в мобильном приложении Halyk Homebank запущен сервис «Предоставление сведений о юридических лицах» и «Предоставление сведений о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество». 

C февраля т.г. в мобильном приложении Halyk Homebank реализована услуга регистрации брака (супружества).

В феврале т.г. в мобильном приложении Bereke bank «B-Business» реализована услуга «Регистрация ТОО».

В мае т.г. в мобильном приложении Halyk Homebank обеспечена возможность подавать заявки о смене руководителя ТОО онлайн. 

Завершаются работы по выводу услуги регистрации брака (супружества) в мобильном приложении Kaspi.kz.

Таким образом, на сегодняшний день из 53 услуг министерства 33 госуслуги выведены на мобильные приложения, из них 28 – на мобильном приложении eGov mobile, 5 – на приложения банков второго уровня (Халык банк, Каспи банк, Береке банк).

Также Министерством юстиции инициирован реинжиниринг в рамках аттестации частных судебных исполнителей, нотариусов, адвокатов, судебных экспертов и патентных поверенных.

29 мая текущего года совместно с Агентством по делам государственной службы, Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и АО «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы» произведен запуск проекта по реинжинирингу и автоматизации указанных услуг. Так, этап комиссионного собеседования автоматизирован путем замены на компьютерные ситуационные кейсы.

Полномочия проведения компьютерного тестирования для повышения прозрачности процесса и с учетом наличия современных залов тестирования переданы в Национальный центр по управлению персоналом государственной службы.

«Данный проект обеспечит прозрачность процесса, повысит доступ к профессии, исключит человеческий фактор, сократит сроки оказания государственных услуг и предоставит возможность кандидатам проходить аттестацию в удобное время», — сказал А. Ескараев. 

Реинжиниринг аттестации апробируется в городах Астана, Шымкент и в Туркестанской области. К аттестации допущен 41 кандидат, 6 успешно ее прошли.

Отдельно министр юстиции остановился на инициировании пилотного проекта по электронному голосованию в рамках создания и деятельности ОСИ и его регистрации.

Дело в том, что в настоящее время существует проблема фальсификации подписей жильцов в протоколах общего собрания. Это приводит к обращению жильцов в органы и суд. Автоматизация процессов сбора подписей жильцов, автоматический подсчет голосов, проверка кворума и формирование электронного протокола решит данную проблему.

«В апреле текущего года пилотный проект запущен по всей республике. В проекте участвует порядка 100 домов, успешно проведена регистрация 4 ОСИ, 20 домами инициированы заявки на проведение электронного голосования. Завершаются работы по автоматизации процесса смены председателя ОСИ посредством электронного голосования жильцов», — проинформировал А. Ескараев.

Информационно-справочные материалы

#Законопроекты #Минюст

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться