Автодорожная отрасль Казахстана: увеличение транзитного потенциала, ремонт дорог, внедрение платности и развитие придорожного сервиса

Повышение качества автодорог является одним из приоритетов работы по повышению комфорта проживания граждан. По инициативе Первого Президента РК – Елбасы Н. Назарбаева с 2015 года в стране реализуется масштабная госпрограмма «Нұрлы жол». О промежуточных итогах реализации, а также о ключевых проектах автодорожной сферы в эксклюзивном интервью РrimeМinister.kz рассказал заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Сатжан Аблалиев.

Сатжан Айтенович, в рамках программы «Нұрлы жол» что уже сделано, какие предварительные итоги имеются?

— Как вы знаете, уже с 2015 г. идет реализация программы «Нұрлы жол». До 2019 г. в рамках данной программы было реконструировано 2400 км автомобильных дорог. Это дороги в основном первой технической категории с четырехполосным движением, а также второй технической категории. Кроме того, разными видами ремонта отремонтировано более 5,5 тыс км дорог.   

В настоящее время реализуются такие проекты как транспортные коридоры Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад, Центр-Север, которые соединят столицу с отдаленными областными центрами. Как продвигается работа в этом направлении?

— Программа «Нұрлы жол» предусматривает большие проекты, которые ориентированы на обеспечение устойчивой транспортной инфраструктуры центров. Это — Центр-Юг, Центр-Восток, Центр-Запад. Эти проекты по масштабу очень большие. Каждый — более 1000 км.

На сегодняшний день по проекту Центр-Восток более 1000 км строительных работ в основном завершены. Последние 230 км будут сданы в этом году. И тем самым коридор полностью заработает в конце этого года.

Один из больших проектов — Центр-Юг сообщением Нур-Султан – Алматы (более 1200 км). По этому коридору со стороны Алматы и Нур-Султана некоторые участки уже сданы в эксплуатацию: это — Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капчагай. На остальных участках практически на всем протяжении уже ведутся строительные работы, определены подрядные компании, обеспечено финансирование. Планируем, что в конце 2020 года на этих участках будут завершены строительные работы.

Еще одно большое направление — Центр-Запад. На сегодняшний день в этом направлении работаем в Атырауской, Актюбинской, Мангистауской областях. Реализуются проекты Актобе – Атырау – Астрахань. В Мангистауской области — от Бейнеу до Шетпе с выходом в г. Жанаозен. Эти проекты находятся на разных стадиях реализации. Везде обеспечены источники финансирования. В Костанайской области на участке  протяженностью 114 км на сегодняшний день за счет республиканского бюджета также начались строительные работы. В целом во всех этих проектах ведутся активные строительные работы, которые будут завершены согласно имеющегося Плана.

Для усиления роли нашей страны как транспортно-логистического хаба приоритетами являются развитие международных коридоров и приграничных направлений. По каким проектам уже начались работы и когда на них будет открыто движение?

— Основным направлением программы «Нұрлы жол» является увеличение транзитного потенциала страны. Здесь мы ориентированы и на приграничные районы, выход в Китай, Россию, Узбекистан и т. д. В этом направлении на сегодняшний день ведутся большие работы. В направлении Китая: на всем протяжении участка Узынагаш – Ушарал – Достык ведутся строительные работы. Кроме того, заканчивается реконструкция автомобильной дороги Бак Кескен – Бакты. Ведутся работы в направлении Калбатау – Майкапшагай. В прошлом году завершен участок Алматы – Хоргос. Все основные выходы, транзитные коридоры в Китай в работе и уже завершены. Вместе с тем, выполняется проект Талдыкорган – Усть-Каменогорск, который также объединяет все выходы в Китай в этом направлении.

Кроме того, в прошлом году мы сдали проект Уральск – Озинки. Это выход в Россию. На сегодняшний день в Северо-Казахстанской области реализуется проект реконструкции от города Петропавловска на границу в сторону Курган. В Атырауской области начался проект Атырау – Астрахань. Это все увеличивает транзитный потенциал.

В настоящее время на ряде автодорог республиканского значения внедрена система взимания платы за проезд. В будущем на каких направлениях будет внедрена эта система? Какие ожидаются сборы от внедрения этой системы по республике и на что они будут направлены?

— В конце прошлого года мы внедрили платность на трех участках автомобильных дорог протяженностью более 470 км. На сегодняшний день эти дороги работают в штатном режиме. Вместе с тем, программа предполагает до конца ее реализации ввести платность на протяжении более 6 тыс. км. На сегодняшний день разрабатываются механизмы внедрения платности на данных участках, рассматриваются разные варианты технологий.

В последнее время много обсуждаем и принимаются решения внедрения платности, открытой системы. Это делается в целях исключения задержки на пунктах взимания платы. В основном ориентируются на то, что пользователи дорог будут оплачивать за проезд за счет безналичного расчета и предоплаты.

Платность внедряем на проекте Западная Европа – Западный Китай, а также на всех участках дорог, которые только что прошли реконструкцию и обновлены. В ближайшее время платными будут участки от Алматы по коридору Западная Европа – Западный Китай в Тараз, Шымкент, Кызылорду с выходом в Актобе и дальше в Россию. Также платность будет введена на участке Нур-Султан — Атбасар — Костанай. Рассматривается вопрос внедрения платности в Мангистауской области в сторону порта, Бейнеу, Актау и другие проекты.

Отметим, что при строительстве и реконструкции автодорог, особое внимание уделяется развитию сопутствующей инфраструктуры — объектов дорожного сервиса. Не секрет, что уровень и качество нашего придорожного сервиса оставляет желать лучшего. Какие меры предусматриваются для его улучшения?

— Реализуем большие проекты, вкладываем огромные средства, это предусматривает не только улучшение самого полотна дороги, мы заинтересованы в улучшении объектов сервиса на наших дорогах. В этой связи, мы со стороны Правительства - Комитет автомобильных дорог по возможности - оказываем всяческую поддержку малому и среднему бизнесу, чтобы они развивали объекты сервиса. Если на участках реконструкции дорог встречаются объекты сервиса, обязательно туда предусматриваем заезды и выезды, стараемся благоустроить стоянки для автомобилей для существующих объектов сервиса, тем самым даем возможность частному сектору развивать свой бизнес. В некоторых местах, где на сегодня нет объектов бизнеса, но они очень нужны, мы стараемся предусматривать площадки отдыха с заездом и выездом, по возможности подводим туда коммуникации, тем самым совместно с местными исполнительными органами стараемся развивать там частный бизнес.

Какая работа проведена по улучшению местных дорог областного и районного значения? Какие новые технологии применяются в Казахстане в сфере строительства  и реконструкции автомобильных дорог?

— В прошлом году Елбасы было поручено развивать дороги местного значения. В этой связи для развития местных дорог с прошлого года увеличили объем финансирования, было выделено более 150 млрд тг на развитие местных дорог. Это областные и районные дороги. В целом было отремонтировано более 4 тыс. км дорог. Вместе с тем объемы, требующие ремонта имеются. Это составляет около 30%. В этой связи ежегодно, начиная с этого года на развитие местных дорог будет выделяться более 200 млрд тг и ежегодно планируется ремонтировать более 4 тыс. км дорог. В основном местные дороги предназначены для местного назначения, интенсивность небольшая, в этой связи за счет выделенных средств мы стараемся больше выполнить ремонтной работы. Уже изучаются и применяются все известные в мире передовые технологии, тем самым мы хотим удешевить стоимость дорожно-строительных работ, а также увеличить качество.

Какие меры предпринимаются вашим  Комитетом для обеспечения безопасности и устойчивой работы автомобильных дорог в паводковой период?

— В последние годы вопрос по паводковой ситуации становится более актуальным, где-то меняются климатические условия. Те дороги, которые построены ранее, не совсем обеспечивают пропуск талых вод, особенно в весенний паводковый период. В этой связи, при реконструкции и строительстве новых дорог мы дополнительно изучаем климатические условия. Проведены специальные исследования, тем самым на новых проектах учитываем все вопросы: пересматриваются места пропуска талых вод, в некоторых трубах увеличиваются отверстия, применяются все имеющиеся технологии для безопасного пропуска талых вод.
Сатжан Айтенович, спасибо за участие в интервью!


Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться