Запрос депутатов Мажилиса о развитии образования

11 декабря 2019 года депутаты фракции «Народные коммунисты» И. Смирнова, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, В. Косарев, М. Магеррамов, Т. Сыздыков направили депутатский запрос относительно результатов независимых международных исследований в сфере образования.

Премьер-Министр РК

В последние годы заработная плата работников бюджетной сферы, в том числе работников системы образования, неоднократно повышалась. Так, учителям государственных общеобразовательных школ установлены доплаты за реализацию учебных программ по обновленному содержанию (в размере 30% от должностного оклада) и за квалификацию педагогического мастерства с учетом нагрузки (в размере от 30 до 50% от должностного оклада), за реализацию учебных программ по предметам химии, физики, биологии и информатики на английском языке (в размере 200% от базового должностного оклада). 

В целях повышения престижа профессии учителя принят Закон Республики Казахстан «О статусе педагога». Ежегодно на систему образования за счет республиканского бюджета выделяется в среднем около 1,5 трлн тг. По итогам оценки реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы достигнуты 66 из 71 целевого индикатора и показателя (93%). 

В целях равномерного планирования и выравнивания финансирования расходов на одного ученика, обеспечения доступного и качественного среднего образования, создания условий для развития инклюзивного образования, повышения эффективности и целевого расходования бюджетных средств с сентября 2020 года во всех городских школах планируется внедрение подушевого нормативного финансирования. 

В последующем планируется поэтапный переход в сельских школах. С учетом результатов исследований Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрены меры по сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для сокращения разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами будут приняты комплексные меры (обеспечение малокомплектных школ квалифицированными педагогическими кадрами, изменение системы оплаты труда, предусмотрено полное обеспечение сельских школ учебными материалами, компьютерным оборудованием и цифровой техникой). В целом, ведется комплексная работа по повышению качества образования и находятся на постоянном контроле Правительства. 

Приложение

Касательно пересмотра подходов к установлению размера заработной платы учителей 

В целях повышения престижа профессии учителя принят Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» (далее – Закон). В рамках его реализации будут приняты следующие меры: - ежегодное увеличение на 25% заработной платы педагогов в рамках исполнения поручения Главы государства по повышению заработной платы в 2020-2024 годах в 2 раза; - доплата за квалификационную категорию педагогам по итогам успешного прохождения Национального квалификационного тестирования; - оплата очередного трудового отпуска продолжительностью 56 календарных дней педагогам организаций дошкольного и среднего образования; - доплата педагогам организаций среднего образования за степень магистра и наставничество; - увеличение в два раза размеров доплат, предусмотренных за классное руководство, проверку тетрадей и письменных работ педагогам организаций среднего образования и ТиПО. 

В результате, должностные оклады воспитателя дошкольного учреждения второй категории со стажем от 7 до 10 лет увеличатся с 73 266 тенге в 2019 году до 149 716 тенге к 2023 году, педагога общеобразовательной школы первой категории со стажем работы от 15 лет – с 87 600 тенге в 2019 году до 185 464 тенге к 2023 году, мастера производственного обучения колледжа второй категории со стажем от 7 лет – с 83 884 тенге в 2019 году до 172 014 тенге к 2023 году. 

Касательно эффективности использования выделенных средств на образование 

Ежегодно на систему образования за счет республиканского бюджета выделяется в среднем около 1,5 трл тг. В целом расходы направлялись на реализацию мероприятий по достижению индикаторов и показателей Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. В целях равномерного планирования и выравнивания финансирования расходов на одного ученика, обеспечения доступного и качественного среднего образования, с сентября 2020 года во всех городских школах планируется внедрение подушевого нормативного финансирования. При этом расчет подушевого нормативного финансирования будет производиться по нормам расходов, связанным с оплатой труда (заработная Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении методики подушевого финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения» от 27 ноября 2017 года № 597. 2 плата, все виды доплат, включая ежемесячную доплату за проживание в зонах радиационного риска и экологического бедствия, стимулирующая составляющая, налоги и прочие обязательные отчисления работодателя). 

Вместе с тем, для школ в форме государственного учреждения расходы на коммунальные услуги и интернет финансируются по фактической потребности вне норматива. Кроме того, в республиканском бюджете ежегодно предусматриваются расходы на подготовку кадров, повышение квалификации и переподготовку квалифицированных работников и специалистов для обеспечения организаций образования высококвалифицированными педагогами, на учебно-методическое обеспечение системы образования. 

Касательно проведения анализа результатов международных исследований с целью корректировки подходов к образованию в стране 

В PISA-2018 средний балл Казахстана по читательской грамотности составил 387 баллов (ОЭСР – 487), математической – 423 балла (ОЭСР – 489) и естественнонаучной – 397 баллов (ОЭСР – 489). Казахстан тем самым отстает от ОЭСР на 100 баллов по чтению, 66 – математике и 92 – естествознанию. Исследования выявили, что в Казахстане сохраняется высокая межрегиональная дифференциация в качестве образования. 

Разница в баллах между самым сильным и самым слабым регионом в PISA-2018 составила 84 балла по чтению, 73 – математике и 70 – естествознанию. Практически все южные и, в особенности, западные регионы показывают результаты ниже среднего по стране. Обучающиеся в городских школах превосходят в результатах своих сверстников из сел. Разница по чтению составила 38 баллов, математике – 22 балла и естествознанию – 32 балла. 

Низкие данные PISA обусловлены тем, что участники PISA-2018 не полностью перешли на обновленное содержание среднего образования (лишь 0,1% (7-классники) перешли на обновленное содержание). Достижение наилучших результатов ожидается с PISA-2021 после полного перехода школьников на обновленное содержание. 

С учетом результатов исследований Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее – Госпрограмма) предусмотрены меры по сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами. Для выравнивания возможностей и сокращения разрыва в образовательных достижениях обучающихся, усилия будут сконцентрированы на поддержке школ с низкой результативностью. В целях снижения информационного неравенства и создания равных возможностей для детей из разных регионов будет организована онлайн подготовка к предметным олимпиадам различного уровня с лучшими тренерами страны. 

Постановление Правительства Республики Казахстан «Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы» от 27 декабря 2019 года № 988. 

Реализация данных мер позволит улучшить качество образования и создать условия для формирования конкурентоспособной личности. Касательно использования цифровых технологий В соответствии с Госпрограммой продолжится работа по развитию цифровой инфраструктуры организаций образования (беспроводные коммуникации, облачные технологии, микросерверы, компьютеры и периферийное оборудование, локальная сеть, широкополосный доступ в Интернет и др.). 

В рамках реализации проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования» свыше 5 000 школ будут обеспечены 100 000 ноутбуками и 20 000 принтерами. Более 2 500 школ, у которых отсутствует подключение к интернету, либо низкая скорость подключения, получат 1 200 центров обработки данных. В результате будет реализован проект «1 учитель – 1 компьютер» по обеспечению всех педагогов компьютерами. Касательно обеспечения доступа к качественному образованию для детей, как городов, так и сел Согласно поручению, озвученному в Послании Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», предусматривается внедрение новой системы разработки и экспертизы учебников среднего образования. 

Внешний контроль будет направлен не только для выявления недостатков, но и для оказания методической помощи по их предупреждению и устранению. Особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры. Для решения данной проблемы школы будут строиться за счет государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) (800 новых школ более чем на 650 тысяч мест). Кроме того, в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» по поддержке сельских школ планируется строительство 114 интернатов для сельских опорных школ. 

Для повышения качества школьного образования, в том числе в сельской местности, школы будут обеспечены современными предметными (физики, химии, биологии), компьютерными кабинетами. Касательно обеспечения широкого доступа к различным кружкам в городских и сельских школах В рамках Госпрограммы будет разработано и запущено программное обеспечение «Навигатор дополнительного образования» (далее – Навигатор), которое позволит родителям и детям видеть пользовательские или экспертные оценки и выбирать организации дополнительного образования по желанию. 

Разработка методологии информационного модуля Навигатора будет основана на результатах исследования факторов и условий достижения качества дополнительного образования (материально-техническая база организаций дополнительного образования, качественный состав педагогов, запросы родителей в услугах дополнительного образования). 

Также планируется реализация общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы», реализация проекта «Дети и театр» с целью вовлечения подрастающего поколения в мир театрального искусства, реализация социальных проектов детского волонтерского проекта «Қоғамға қызмет». Во всех регионах продолжится развитие сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов на базе Дворцов школьников за счет местного бюджета и спонсорских средств. 

Касательно обеспечения охвата дошкольным образованием детей от 2 лет

Для обеспечения равных условий и доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению предлагается дальнейшее расширение сети дошкольных организаций и школ за счет механизма государственно-частного партнерства и подушевого финансирования, а также создание института воспитателей на дому (социальные няни), в том числе при штатах дошкольных организаций. Продолжится работа по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение. Кроме того, будут разработаны рекомендации по созданию групп кратковременного пребывания при действующих дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных и многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов. Для родителей детей, неохваченных дошкольным образованием, будет расширена сеть консультационных пунктов, разработаны обучающие онлайн и мобильные приложения. Данные меры позволят улучшить качество на всех уровнях образования и создать условия для формирования конкурентоспособной личности.
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться