Запрос депутатов Мажилиса о социальной выплате на случай потери работы

25 сентября 2019 года Депутаты фракции «Народные коммунисты» А. Конуров, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, В. Косарев, М. Магеррамов, И. Смирнова, Т. Сыздыков направили депутатский запрос относительно социальной выплаты на случай потери работы.
Премьер-Министр РК Аскар Мамин

Обязательное социальное страхование в Республике Казахстан введено с 1 января 2005 года и представляет собой уровень социальной защиты работающих граждан при наступлении таких социальных рисков как утрата трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы, потеря дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), потеря дохода в связи с уходом за ребенком до 1 года. 

Одним из принципов обязательного социального страхования является определение размеров социальных выплат, индивидуально, в зависимости от: 

1) среднемесячного дохода работника, с которого уплачивались социальные отчисления за последние два года до наступления социального риска (по беременности и родам - за последний год); 
2) стажа участия в системе конкретного работника (т.е. периода уплаты работодателем социальных отчислений в пользу работника). 

Кроме того, при уплате социальных отчислений из дохода работника исключаются суммы обязательных пенсионных взносов, а также законодательно установлено ограничение на доход работника в размере 7-кратного размера минимальной заработной платы (в 2019 году социальные отчисления уплачиваются в размере 3,5% от дохода работника, не превышающего 297 500 тенге (7*42 500 тенге), т.е. уплата социальных отчислений осуществляется не с полного дохода. 
Необходимо отметить, что среднемесячная заработная плата, публикуемая органами статистики, определяется от фонда оплаты труда всех работников по республике по итогам года, без каких-либо ограничений. 
 
При этом, наиболее низкий уровень среднемесячного дохода работников, с которого уплачиваются социальные отчисления, наблюдается в таких регионах, как Акмолинская, Алматинская, Кызылординская, Костанайская и Северо-Казахстанская области, и не превышает 44 тыс. тенге (при среднем доходе по республике – 67,1 тыс. тенге по итогам 9 месяцев т.г.). 

Таким образом, размеры социальных выплат адекватны доходу работников и стажу участия в системе обязательного социального страхования и напрямую не связаны со среднемесячной заработной платой по стране. По вопросу снижения средних размеров социальной выплаты на случай потери работы назначается лицу, признанному в соответствии с законодательством Республики Казахстан безработным, т.е. официально зарегистрированному в центрах занятости населения, первоначально как лицо, ищущее работу, а по истечении 10 дней, при отсутствии подходящей вакансии, со статусом безработного (при повторном обращении в центр занятости населения). 

Однако на практике имели место случаи, когда указанные лица после получения статуса безработного несвоевременно или вовсе не обращались за социальной выплатой. По итогам проведенной широкомасштабной работы по обеспечению охвата занятого населения системой обязательного социального страхования, доля получателей с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума) по итогам 9 месяцев 2019 года выросла более, чем на 5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (с 31,3% до 36,5%), тем самым повлияв на снижение среднего размера выплат текущего года. По установлению коэффициента замещения дохода для расчета размера социальной выплаты на случай потери работы.

На этапе внедрения системы обязательного социального страхования были установлены консервативные параметры назначения социальных выплат, которые позволяли обеспечить действенность и финансовую устойчивость системы в действовавших на тот момент условиях. Так, коэффициент замещения дохода (КЗД) для определения размера социальной выплаты на случай потери работы составляет 0,3 или 30% от среднемесячного дохода работника за последние два года до его регистрации в качестве безработного. 

В реализацию поручения Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н. Назарбаева, озвученного в Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», по усилению взаимосвязи между трудовым стажем и размерами выплат в системе обязательного социального страхования разработан проект Закона «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции (далее – законопроект, в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса Парламента). 

Данным законопроектом предусматривается повышение размеров социальных выплат по трем видам социального риска, в том числе на случай потери работы для работников с большим стажем участия в системе. Также, учитывая возможности системы по обеспечению финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе, на сегодняшнем этапе развития в рамках законопроекта предлагается повысить коэффициент замещения дохода до 40%, что позволит повысить размеры социальной выплаты по потере работы в среднем на 40%. 

По вопросу приобретения облигаций АО «НУХ «КазАгро» облигации АО «НУХ «КазАгро» на сумму 120 миллиардов тенге по купонной ставке 9,5% (для сравнения, АО «НУХ «Байтерек» выпустил в конце 2018 года 15 летние облигации с аналогичной ставкой купона 9,5%) приобретены 29 июня 2018 года за счет активов Государственного фонда социального страхования Национальным Банком РК на основании решения Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики РК от 25 декабря 2017 года и в соответствии с Перечнем финансовых инструментов для инвестирования активов акционерного общества «Государственный фонд социального страхования».

25 июля 2019 года АО «НУХ «КазАгро» произведена выплата первого купонного вознаграждения в полном объеме в сумме 11,4 млрд. тенге. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» в случае нарушения эмитентом условий, он обязан по требованию держателей облигаций выкупить их по цене, соответствующей номинальной стоимости облигаций с учетом накопленного вознаграждения. Таким образом, на законодательном уровне урегулированы вопросы возвратности средств. В целом, вопросы деятельности Государственного фонда социального страхования, а также осуществления социальных выплат при наступлении социальных рисков находятся на контроле Правительства. 
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться