Запрос депутатов Мажилиса о субсидировании АПК

5 января т.г. депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан Н. Алтаев, Б. Оспанов, Н. Ашимбетов, Е. Барлыбаев, А. Дауренбаев, Ж. Дуйсебаев, А. Ералиев, Б. Жилкишиев, С. Звольский, С. Каныбеков, Р. Ким, А. Конуров, Ф. Каратаев, М. Темиржанов направили депутатский запрос относительно предоставления сельскохозяйственных субсидий и льготных кредитов.

Премьер-Министр РК

Касательно субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства 

С целью стимулирования увеличения численности племенного поголовья, увеличения удельного веса племенных животных к общему поголовью, а также объемов производства продукции животноводства, повышения ее качества и конкурентоспособности, государством принимаются меры по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей через прямое субсидирование сельхозтоваропроизводителей из местного бюджета по двум направлениям: 

- развитие племенного животноводства;

- производство продукции животноводства. Процедура выплаты субсидий осуществляется на автоматизированной системе информационной базы селекционной и племенной работы (ИБСПР). 

Следует отметить, что государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса (далее – АПК) в животноводстве направлена не только на поддержку крупных хозяйств, но и на поддержку малых и средних хозяйств. 

По итогам 2019 года по программе субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства просубсидировано 24 644 хозяйствующих субъектов АПК. Так, по направлению «ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота» субсидии получили 12 682 хозяйств на общую сумму 18,1 млрд. тенге, из них 6 565 мелких хозяйств с поголовьем от 50 до 100 голов, 4 771 средних хозяйств с поголовьем от 100 до 300 голов и 1346 крупных хозяйств с поголовьем от 300 и выше голов, по направлению «удешевление стоимости производства молока» субсидии получили 398 хозяйств на общую сумму 11,2 млрд.тенге, из них 45 хозяйств с фуражным поголовьем от 600 голов, 38 хозяйств с фуражным поголовьем от 400 голов, 201 хозяйство с фуражным поголовьем от 50 голов. 

В свою очередь Министерством сельского хозяйства (далее - Министерство) в апреле 2020 года планируется исключение вида субсидирования, направленного на удешевление затрат откорма бычков для откормочных площадок вместимостью не менее 1000 голов. 

Кроме того, в связи с насыщением внутреннего рынка предлагается исключить субсидирование производства яиц, с сохранением мер поддержки на удешевление ставки вознаграждения, возмещение инвестиционных расходов на расширение производственных мощностей птицефабрик яичного направления. 

При этом, по направлению удешевления стоимости производства мяса птицы, требование фактического производства будет снижено до 500 тонн и предусмотрен единый норматив в размере 60 тенге за реализованный или переработанный килограмм. 

Касательно субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК при инвестиционных вложениях 

В настоящее время Министерством вносятся изменения в Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях. В частности, в паспорте проекта «Создание и расширение объектов для откорма мелкого рогатого скота от 20 000 голов единовременного содержания, создание сервисно- заготовительных площадок от 1000 голов мелкого рогатого скота единовременного содержания» будет снижена мощность с 20 000 голов единовременного содержания до 5000 голов единовременного содержания. 

В паспорте проекта «Создание и расширение объектов для производства мяса птицы мощностью от 20 тысяч тонн в год» при этапной реализации будут субсидироваться проекты на создание и расширение объектов для производства мяса птицы с первоначальным этапом мощности от 2 тысяч тонн в год. 

Также, в паспорте проекта «Создание и расширение молокоперерабатывающего объекта производственной мощностью от 50 тонн в сутки» производственную мощность молокоперерабатывающего объекта планируется снизить с 50 тонн до 1 тонны. 

Касательно строительства зернохранилищ мощностью от 5 000 тонн и овощехранилищ мощностью от 1 000 тонн 

При включении в перечень направлений инвестиционного субсидирования строительства зернохранилищ ставится цель субсидирования объектов по хранению зерна, обеспечивающих приемку, подработку, очистку, сушку, хранение, внутреннее перемещение и отгрузку зерна. 

Т.е. зернохранилище – это специализированный комплекс, осуществляющий приемку некондиционного зерна (к примеру, с повышенной влажностью, сорной примесью и т.д.), его подработку, при необходимости сушку, а также внутреннее перемещение в целях обеспечения его качественного хранения и дальнейшей отгрузки, а не просто складское помещение для хранения уже готового кондиционного зерна. 

Аналогично, при включении в перечень направлений инвестиционного субсидирования строительства овощехранилищ ставится цель субсидирования объектов по хранению овощей с наличием холодильного (в случае необходимости) и вентиляционного оборудования, складской техники, обеспечивающих качественное сохранение заложенной на хранение продукции. В свою очередь овощехранилище – это специализированный комплекс, осуществляющий приемку некондиционной продукции, ее подработку, вентилирование, а внутреннее перемещение в целях обеспечения ее качественной сохранности и дальнейшей отгрузки, а не просто складское помещение для хранения уже готового кондиционного товара. 

При этом содержание и поддержание в работоспособном состоянии подобных комплексов требует внушительных затрат, и, соответственно, строительство подобных объектов с меньшей мощностью экономически не выгодно. 

Касательно наличия в тепличных комплексах соответствующего оборудования 

Согласно паспорту проекта «Строительство и расширение тепличного комплекса» программы инвестиционного субсидирования (далее – паспорт проекта) тепличный комплекс включает: автономные источники тепловой энергии (при необходимости), термоаккумулятор, систему обогрева и климатического контроля, систему автоматического доувлажнения воздуха, досветки, производства углекислого газа, зашторивания, технологию беспочвенного выращивания на искусственном субстрате, автоматические системы малообъемного выращивания культур (капельное орошение, узлы подготовки питательных растворов, водоподготовка). 

Т.е. в рамках программы инвестиционного субсидирования подразумевается субсидирование капитальных (инновационных, высокотехнологичных) объектов, способных бесперебойно поставлять продукцию именно в период межсезонья, при этом не ставится задача охвата субсидированием малозатратных упрощенных пленочных теплиц. 

Таким образом, участие государства заключается в оказании поддержки при создании таких высокозатратных объектов (в данном случае теплиц, производящих продукцию в промышленных объемах) в целях сокращения срока окупаемости, и, соответственно, скорейшего выхода их на полную мощность и насыщения внутреннего рынка ранними овощами. При этом, в условиях ограниченности государственного бюджета «распыление» средств на малозатратные и быстроокупаемые проекты (в данном случае упрощенные пленочные теплицы) нецелесообразно. 

Касательно льготных кредитных программ 

За 2019 год мелкие и средние крестьянские и фермерские хозяйства получили около 25 тыс. льготных кредитов, при этом средний размер займа составил 17-18 млн. тенге. 

Все это свидетельствует, что основными получателями мер финансовой поддержки дочерних компаний Холдинга АО «НУХ «КазАгро» (далее - Холдинг) являются субъекты малого и среднего предпринимательства. 

Относительно вопроса финансирования крупных инвестиционных проектов отмечаем, что согласно внутренним нормативным документам АО «Аграрная кредитная корпорация» не допускается кредитование откормочных площадок вместимостью менее 1 000 голов единовременного содержания, за исключением программы «Іскер» и «Экономика простых вещей». Таким образом, вышеуказанное требование принято с целью эффективного функционирования откормочных площадок, включая возможность формирования крупных экспортных партий мяса, удовлетворяющих требованиям зарубежных покупателей, и получения субсидий, способствующих снижению кредитной нагрузки на заемщика. 

Вместе с тем, 3 декабря 2019 года на заседании Правительства Республики Казахстан были одобрены новые подходы по государственной поддержке с учетом проведенного анализа эффективности субсидий, а также мероприятий по импортозамещению продовольственных товаров. 

Так, в рамках новых подходов, планируется исключить товарно- специфические субсидии (за единицу продукции), по которым имеется уровень самообеспеченности. 

При этом, в Государственной программе развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы предусмотрено сокращение товарно-специфических субсидий в животноводстве с 2020 года. В связи с чем, предлагается градировать меры государственной поддержки с отменой неэффективных субсидий на субсидии, ориентированные на результат. В целом государственная политика направлена на обеспечение равного доступа получения субсидий для представителей малого, среднего и крупного бизнеса. 

В настоящее время процесс субсидирования автоматизирован и подача заявок на получение субсидий осуществляется в электронном виде посредством веб-портала Qoldau.kz. Решение о выплате либо невыплате субсидий принимается информационной системой без влияния человеческого фактора, что позволяет минимизировать коррупционные риски при выплате субсидий, поскольку исключается контакт участников процесса. 

Согласно статистике, по итогам 2019 года количество получателей субсидий составило 107 тысяч, из них 60-70% получателей это мелкие и средние фермерские хозяйства. Таким образом, порядок подачи заявок равен для всех фермеров. При этом, в настоящее время ведется работа по пересмотру подходов государственной поддержки субъектов АПК, в том числе требований к ним. 

Кроме того, согласно новым подходам инвестиционные субсидии будут стимулировать обновление машинно-тракторного парка, содействовать модернизации и созданию новых молочно-товарных ферм, птицефабрик мясного направления, садов, теплиц, инфраструктуры хранения плодов и овощей и т.д. 

В целом, изменения в правила субсидирования направлены на совершенствование мер государственной поддержки с учетом импортозамещения, и могут быть реализованы в среднесрочной перспективе до насыщения внутреннего рынка. 

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться