Запрос депутатов Мажилиса о реализации государственного образовательного заказа в дошкольных организациях

5 февраля т.г. депутаты фракции «Народные коммунисты» И. Смирнова, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, В. Косарев, М. Магеррамов, Т. Сыздыков направили депутатский запрос касательно размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях.

Премьер-Министр РК

По вопросу недофинансирования дошкольных организаций образования. 

Согласно Методике подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения (далее – Методика) средний норматив подушевого финансирования на одного обучающегося определяется местными исполнительными органами самостоятельно. 

При расчете норматива подушевого финансирования на 1-го ребенка в дошкольной организации применяется Алгоритм расчета для организации дошкольного воспитания и обучения, где учитываются режим пребывания (9 и 10,5-часовые режимы пребывания, мини-центры с полным и неполным днем пребывания, санаторные и коррекционные режимы), местность (сельская и городская), расположение регионов (зона экологии, радиации), территориальное разделение по коммунальным и текущим расходам, доплата педагогическому персоналу за работу с детьми с ограниченными возможностями в развитии и т.д. 

Однако в связи с нехваткой бюджетных средств зачастую местными исполнительными органами не соблюдается норматив подушевого финансирования. Например, в 2019 году в Туркестанской области вместо 30 506 тенге на одного ребенка в месяц выплачивалось 21 037 тенге (отклонение от Методики составляет – 9 469 тг.). 

В целях доведения размера государственного образовательного заказа (далее – госзаказ) в дошкольных организациях до подушевого норматива в рамках Государственной программы развития образования и науки Республики  Казахстан на 2020-2025 годы (далее – Госпрограмма) одобрены расходы в сумме 448 млрд. тенге (протокол Республиканской бюджетной комиссии от 28 ноября 2019 года № 31). 

В настоящее время разработан проект приказа Министра образования и науки Республики Казахстан по внесению изменений и дополнений в Методику в части применения повышающего поправочного коэффициента (1,25) для определения размера должностного оклада с 1 января 2020 года (в 2021 году - на 1,5, в 2022 году – на 1,75, в 2023 году – 2), изменения коэффициента оплаты трудового отпуска педагогов в связи с увеличением дней с 42 до 56 календарных дней с 1 января 2020 года. На сегодня Министерством образования и науки РК (далее - Министерство) формируется бюджетная заявка к уточнению республиканского бюджета на 2020 год. 

Таким образом, обязательства государства по размещению госзаказа согласно Методике будут выполнены в полном объеме. 

Вместе с тем, следует отметить, что при подушевом финансировании государственных и частных дошкольных организаций применяется единый норматив. 

Касательно порядка размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.

В настоящее время функционируют 10 583 дошкольных организаций, в том числе 3 809 – частные (36%), это по сравнению с показателем 2018 года на 520 больше (3 289 ед.), что свидетельствует об увеличении сети частных дошкольных организаций. 

Всего охвачено дошкольными организациями 892,2 тыс. детей, в том числе частными – 351,1 тыс. детей. В соответствии с Госпрограммой предусмотрен переход к персонифицированому финансированию непосредственно получателям образовательных услуг на всех уровнях образования, в том числе на уровне дошкольного воспитания и обучения (закрепление за ребенком денежных средств для оплаты выбираемого его родителями детсада). 

В связи с этим Министерством ведется работа по внесению изменений и дополнений в Правила размещения госзаказа. 

В частности, при принятии решения о размещении госзаказа в дошкольных организациях планируется передать данное право родителям, что позволит реализовать принцип «средства за каждым ребенком». 

По вопросу включения в подушевой норматив расходов на инклюзивное образование

На сегодня подготовлены изменения и дополнения в Методику, в том числе по применению повышенного норматива для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. При этом предлагается применить дифференцированный подход к определению подушевого норматива финансирования воспитанников в зависимости от группы заболевания (опорно-двигательные нарушения, нарушения зрения, слуха и т.д.), что позволит расширить сеть дошкольных организаций с инклюзивным обучением и воспитанием. 

Таким образом, Правительством Республики Казахстан принимаются все необходимые меры по решению вопроса дофинансирования дошкольных организаций.
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться